Информационные технологии в современном образовательном процессе

Никифорова С.Ю., Казакова Л.И. Цифровые образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Актуальность данной статьи состоит в том, что положительные изменения, происходящие во многих сферах российского общества, не могли не коснуться и системы образования. Дошкольные учреждения неизбежно включаются в инновационные процессы, создают условия для расширения средств цифрового пространства и использования компьютерных технологий.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, информационно-коммуникационных технологий.
Наш детский сад по программе «Доступная среда» в 2016г. получил современное цифровое оборудование: компьютеры, интерактивные доски, сенсорные столы, развивающий комплекс «Тимокко», программно-индикаторное устройство "Волна» фирмы «Амалтея».
Данное цифровое оборудование позволяет создать образовательное пространство, отвечающее современным требованиям, помогает реализовать возможность развиваться ребёнку в соответствии с его потенциальными возможностями, создаёт условия для саморазвития и самореализации.
Использование информационного пространства значительно расширяет возможности педагогов, родителей, повышает эффективность образовательной и коррекционной деятельности.
В течение года создаём авторские мультимедийные презентации по разным лексическим темам: «Животные», «Игрушки», «Семья» и др., игры и презентации по сенсорному развитию: «Цветные машинки», «Лото», «Разные кубики», «Цвета и формы», «Шарики» и др.;
·          разрабатываем дидактические игры «Что лишнее?», «Чья это тень?», «У кого кто?», «Чей хвост?», «Что изменилось?», « Запомни и назови»;
·          используем мультфильмы и видеофильмы с познавательным сюжетом «Синий трактор», «Учим цвета», «Умная тарелка» и др., видеоуроки «Вместе с Хрюшей», «Уроки тётушки Совы» и др.;
·          создаём видеофильмы с интересными сюжетами «Леса Хакасии», «Любимый город», «Мой детский сад» и др.;
Развивающие игры, видеофильмы, интересные презентации способствуют повышению уровня познавательной активности ребёнка, формированию любознательности, самостоятельности и умению находить и обрабатывать необходимую информацию, которую можно применить в практической и игровой деятельности.
Для детей с особыми образовательными потребностями и часто болеющих, мы используем метод функционального биоуправления, по принципу обратной связи (БОС), аппаратно-программный комплекс «Волна».
Данный комплекс позволяет формировать представления детей о дыхании, снимает эмоциональные и мышечные «зажимы» организма, улучшает работу когнитивных функций, осуществляет развитие и коррекцию речи, формирует произвольные реакции, создаёт благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка.
В работе с детьми со сложной структурой дефекта и детей младшего возраста, мы используем сенсорные интерактивные столы (информационный терминал «UNSRids»), которые снабжены устройствами световой и звуковой индикации. Занятия проходят как с подгруппой детей, так и индивидуально. Ребёнок может самостоятельно выбрать игру простым касанием пальца. Это игры на развитие фонематического слуха, дыхания, моторики, узнавание неречевых звуков, на обучение чтению, на развитие логики и внимания, связной речи, грамматического строя речи («Кот и сосиска», «Букет для мамы», Ветерок и жуки», «Торт со свечками», «Снежинки», «Хитрая половинка», «Парные слоги» и др).
Для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата, мы используем развивающий игровой комплекс «Тимокко». Он включает в себя интерактивные игры, способствующие развитию психических и двигательных навыков в игровой форме, что значительно повышает интерес к физической деятельности, тренировке двигательных навыков и развитию координации движений. Непосредственное участие ребёнка, яркие шарики, надеваемые на руки, обеспечивают желание многократно играть, повышая познавательную активность ребёнка, ненавязчиво развивая скорость реакции, память и внимание. В комплекс входят игры «Мыльные пузыри», «Падающие фрукты», «Воздушные шарики», «Повар – барабанщик».
Одним из эффективных методов обучения детей является видеомоделирование (видеомодуллинг). Это обучающее видео собственного производства, снятого на видеокамеру. Данный метод позволяет наглядно и просто показать модель желательного поведения или навыка другим ребёнком.
Героем моделирующего видео может быть ребёнок - сверстник, с более высоким уровнем развития, педагог, родитель. Задача - научить ребёнка делать то, что можно практически применить.
Эту технологию можно использовать в работе не только с детьми с расстройством аутистического спектра, но и с синдромом Дауна, ДЦП, с любыми детьми с задержкой развития.
Мы используем разные варианты видеомоделирования – это зависит от целей, которые сейчас важны для развития ребенка. Возможные цели: формирование навыка классификации по цвету, форме и величине; обучение функциональным и социальным навыкам; показать ребенку, что можно делать с игрушкой (конструктором ЛЕГО, кинетическим песком, музыкальным инструментом и т. д.); визуальные подсказки в виде пошаговой видеоинструкции при выполнении ребенком какого-либо действия и т.д.
Важно, чтобы материалы и игрушки, используемые в моделирующем видео, и предлагаемые ребёнку были точно такие же. Видео может длиться от 30 секунд до 5 минут в зависимости от возраста и стартовых возможностей ребёнка. Эта методика существенно упрощает обучение, повышает познавательную активность детей с ОВЗ, способствует формированию когнитивных процессов, так как через видео дети учатся намного охотнее и быстрее.
Информационно – коммуникационные технологии используем и в работе с родителями. Помогаем родителям активно включаться в образовательный процесс, показываем видеофильмы о жизни группы, о значимых мероприятиях (праздники, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия, как в группе, так и у специалистов).
Таким образом, использование информационных технологий в ДОУ компенсирующей направленности, помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения практически направленным и более эффективным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше умения, знания, формы общения, игры, дает ему веру в свои силы.

Библиографический список

1.                       Ледина В.Ю., Н.А. Зубова. Волна. Обучение диафрагмальному дыханию: методическое пособие СПб. 2003
2.                       Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004.
3.       Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании. Учебно-методическое пособие Издательство Нижневартовского государственного университета 2013
4.       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
5. http://www.o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/glen-doman/
2019