Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Бальжанова Т.Д. Формы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Изучение математики для детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на достижение следующих целей:
·          овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности, которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса;
·          развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры;
·          формирование основных общеучебных умений;
·          включение ученика в активную учебную деятельность;
·          формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе;
·          создание условий для социальной адаптации учащихся.
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения оказываются для большинства детей с отклонениями здоровья непосильными. Вследствие этого пробелы в знаниях, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому необходимо учителям проводить корректировку содержания программы по математике для того, чтобы обучение осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников. Можно исключить изучение тем, которые даются в плане ознакомления, не требовать от учащихся вывод формул, доказательств теорем. Освободившиеся часы использую на повторение и изучение тех тем, которые вызывают затруднения у данной категории подростков.
Учитывая индивидуальные особенности развития учащихся, с целью подачи материала в доступной форме, при объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы, карточки- консультации. Их применение позволяет запоминать поэтапные действия решений, формировать умение выполнять задания.
Для развития памяти, внимания, мышления школьников применяются разные приемы. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, исправлением ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, памяток, выполнение творческих заданий. Решение логических задач позволяет развивать мышление и воображение учащихся.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в здоровье являются: игровые ситуации, дидактические игры. Отгадывание кроссвордов помогает повторить определения и термины по определённой теме, способствует их запоминанию. Решением кроссвордов полезно разнообразить концовку урока. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, вносят разнообразие в учебную работу, снимают утомление, развивают память, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Применение на уроках дидактических игр разнообразят контроль. Например, кросснамбер - один из видов числовых ребусов. Его можно использовать и для проверки усвоения знаний учащихся и повторения определённой темы. Разгадывание кросснамберов предпочтительнее других видов контроля тем, что в них присутствует элементы игры, а это снимает психическое напряжение, которым, как правило, сопровождается любая проверочная работа. Правильность решения проверяется тут же самими учащимися, т.о. прививаются навыки самоконтроля и самооценивания.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Процесс контроля знаний включает не только проверку, оценку знаний и умений, фиксирование результатов, но и корректировку ошибок. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы. Самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действии по образцу и узнавания объектов путём их сравнения с известным образцом до составления модели и алгоритма действий. Самостоятельная работа по карточкам трёх уровней сложности А, В, С отвечает учебным возможностям детей, создает условия учащимся для продвижения в учебе в соответствии с их возможностями. В вариантах А, В задания пишутся с подсказкой, с той целью, чтобы учащиеся сразу могли вспомнить алгоритмы решений. В карточках варианта С содержатся задания повышенного уровня. Данные карточки имеют и воспитательные цели: учат преодолевать трудности, стремиться к более высокой самооценке.
В своей работе я стараюсь применять различные электронные средства при проведении уроков.
Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют повышению качества усвоения материала за счёт визуализации изучаемых понятий, моделирования исследуемых процессов; усиливают мотивацию обучения, благодаря использованию изобразительных средств; развивают наглядно-образный тип мышления; формируют умение работать с чертежами, схемами, делать выводы и обобщения; развивают речь, умение логически излагать мысли; развитие воспитывать эстетический вкус; прививать культуру труда, мышления. Эмоциональный настрой урока совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается.
Таким образом, применение разнообразных форм обучения на уроках математики для учащихся с ОВЗ позволяет обеспечить развитие каждого школьника.
2020