Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf
Искажения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре общего недоразвития речи. Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слогового состава слова проявляются:
- в нарушении количества слогов (пропуск слогов - моток-молоток; увеличение числа слогов - команата-комната);
- в нарушении последовательности слогов в слове (перестановка слогов -деворе-дерево);
- в искажении структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных - тул-стул; вставка согласных в слог - лимонт-лимон);
- в повторении слогов (кококсо-кокос) и др.
Выделяют несколько этапов работы в коррекции нарушений слоговой структуры слова. На подготовительном этапе формируем умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические рисунки. Мы используем такие игры:
- «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева».
- «Теремок» (по количеству ударов отгадай, кто стучит в теремок).
- «Строим дом» (ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов).
- «Морзянка», «Разговор с дятлом».
На подготовительном этапе учим детей определять источник звука («Где позвонили?»). Определять длину языковой единицы (длину слова). «Длинное слово - короткое слово» (можно использовать длинные и короткие ленточки, полоски бумаги). На следующем этапе учим удерживать в памяти и воспроизводить цепочки слогов. Используем такие игры:
- «Лепим комок» (па-по-пу-пы).
- «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы).
- «Мастерим домик» (тук-тук-тук).
- «Телеграфисты» (та-да-та-да).
- «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, мно-мну-мны-мне).
Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. Например: ма-ма, па-па. Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (два раза). Сколько частей в слове? (две части).
Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Так же в овладении умением делить слова на части может помочь мяч. Игры с мячом:
- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают;
- освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку);
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.
Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Я предлагаю вам встать в круг и немножко поиграть.
Игра «Мяч передавай - слово называй»
Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Воспитатель называет слово из двух (трех, четырех и т.д.) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше.
Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Ход игры: Воспитатель говорит игрокам: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са-хар, са-ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово.
Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»
Ход игры: Воспитатель бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно.
Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй»
Ход игры: Воспитатель бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом-домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом-домик-домовой-домовитый-домохозяйка.
С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше, красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере: анализ слов ВАТА, ФАТА.
Сегодня мы познакомились с играми, которые вы можете использовать в ваших занятиях с ребенком дома.
Библиографический список
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2007. -160 с.
3. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.