Искажения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре общего недоразвития речи. Под понятием «слоговая структура слова» принято понимать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слогового состава слова проявляются: - в нарушении количества слогов (пропуск слогов - моток-молоток; увеличение числа слогов - команата-комната); - в нарушении последовательности слогов в слове (перестановка слогов -деворе-дерево); - в искажении структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных - тул-стул; вставка согласных в слог - лимонт-лимон); - в повторении слогов (кококсо-кокос) и др. Выделяют несколько этапов работы в коррекции нарушений слоговой структуры слова. На подготовительном этапе формируем умение различать, воспроизводить разнообразные неречевые ритмические рисунки. Мы используем такие игры: - «Листопад» (хлопнуть, прыгнуть столько раз, сколько листочков упало с дерева». - «Теремок» (по количеству ударов отгадай, кто стучит в теремок). - «Строим дом» (ребенок стучит, воспроизводя заданный темп или количество ударов; и темп, и количество ударов). - «Морзянка», «Разговор с дятлом». На подготовительном этапе учим детей определять источник звука («Где позвонили?»). Определять длину языковой единицы (длину слова). «Длинное слово - короткое слово» (можно использовать длинные и короткие ленточки, полоски бумаги). На следующем этапе учим удерживать в памяти и воспроизводить цепочки слогов. Используем такие игры: - «Лепим комок» (па-по-пу-пы). - «Катаем снежную бабу» (ба-бо-бу-бы). - «Мастерим домик» (тук-тук-тук). - «Телеграфисты» (та-да-та-да). - «Запомни и повтори» (запомнить и повторить цепочку из 3-4 слогов сначала простых, потом со стечением согласных: на-ту-до, мно-мну-мны-мне). Детям мы объясняем, что любое слово можно проговорить по частям. Например: ма-ма, па-па. Затем мы предлагаем сосчитать количество частей в слове. Подставьте руку под подбородок, произнесите слово по частям (ма-ма), сколько раз открылся рот и подбородок коснулся ладони? (два раза). Сколько частей в слове? (две части). Так же мы говорим детям, что слово можно прохлопать в ладоши, прошагать, можно качать головой, или отстукивать по столу. Так же в овладении умением делить слова на части может помочь мяч. Игры с мячом: - отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, раскрепощают; - освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях; - развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; - регулируют силу и точность движений; - движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому игроку); - игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу; развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции; - развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Я предлагаю вам встать в круг и немножко поиграть. Игра «Мяч передавай - слово называй» Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Воспитатель называет слово из двух (трех, четырех и т.д.) частей. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово с таким же количеством частей передает мяч дальше. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова» Ход игры: Воспитатель говорит игрокам: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са-хар, са-ни. Затем логопед поочередно бросает мяч игрокам и говорит первый слог, игроки ловят и бросают обратно, называя целое слово. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги» Ход игры: Воспитатель бросает мяч, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Игрок, поймавший мяч, определяет количество слогов, произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом, и бросает мяч обратно. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя - удлиняй» Ход игры: Воспитатель бросает мяч, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол, дом. Игрок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно, изменяет слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом-домики). Задача в процессе игры от одного корня образовать максимально длинные слова. Например: дом-домик-домовой-домовитый-домохозяйка. С овладением умением делить слова на части усложняется и анализ слов. Целое слово мы обозначаем длинной полоской, части слова обозначаем одинаковыми прямоугольниками, а звуки, как и раньше, красными, синими и зелеными квадратами. Рассмотрим это на примере: анализ слов ВАТА, ФАТА. Сегодня мы познакомились с играми, которые вы можете использовать в ваших занятиях с ребенком дома.
Библиографический список
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с. 2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2007. -160 с. 3. Большакова СЕ. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 56 с.