Информационные технологии в современном образовательном процессе

Магомедова З.Г., Байрамова Л.А. Вики-технологии в контексте развития письменно-речевых умений на иностранном языке

Библиографическое описание:

Магомедова З.Г., Байрамова Л.А. Вики-технологии в контексте развития письменно-речевых умений на иностранном языке // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/66-2.pdf

В настоящее время средняя школа вынуждена как никогда чутко реагировать на процессы, происходящие в обществе, и вносить изменения в существующую систему образования. Предпосылкой для реформы высшего образования является принятие Федерального закона № 232-ФЗ (24 октября 2007 года) о вступлении в Болонский процесс. Интернационализация образования и введение двухуровневой системы в высшем образовании предполагает принципиально новые подходы к формированию содержания образования, дидактические методы и технологии мониторинга качества и эффективности обучения, новые способы организации и оптимизации самостоятельной работы студентов. С другой стороны, современная экономика, основанная на высоких технологиях и интеллектуальном труде, требует специалистов, компетентных в различных областях.

Современные тенденции развития Интернета требуют изучения того, как люди учатся и приобретают знания в новых социально-экономических условиях, когда компьютерные сети становятся основным универсальным средством социальной коммуникации. Перед образованием стоит задача формирования конкурентоспособной и успешной личности в электронной информационной среде.

Интернет-технологии Web2.0 – это своего рода платформа, которая поддерживает определенную архитектуру взаимодействия, основанную на принципах демократии. Web 2.0 представляет собой качественно новый подход к построению образовательного процесса. Преимуществом Web 2.0 является возможность привлечь всех студентов к участию в образовательном процессе, не только как потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей. Веб 2.0 способствует тому, что учащийся становится центром педагогического процесса, становится автономным в плане управления процессом обучения, а также более активным в создании образовательной информации и взаимодействии с другими участниками учебного процесса.

Термин "Web2. 0" появился в 2004 году благодаря Дейлу Дагерту. В отличие от первого поколения сервисов, где существовала четкая граница между автором и читателем и где требовались специальные технические знания, Web2. 0 – это не отдельное "место в Интернете, а платформа для социального взаимодействия" То есть, эти технологии позволяют всем пользователям создавать, редактировать контент, обмениваться информацией, хранить ссылки и всевозможные файлы. Основная идея создания Web 2.0 заключается в упрощении методов взаимодействия, что позволяет расширить и углубить общение и сотрудничество.

Технология Wiki является одним из основных компонентов Web 2.0. или социального Интернета, а также обладает уникальным потенциалом, позволяющим обогатить и расширить формы учебного взаимодействия, вовлекая учащихся в процесс самостоятельного поиска информации и приобретения знаний.

Согласно E. Д. Патаркину, технология Wiki является одним из инструментов Интернета второго поколения и все чаще используется в образовательном процессе, в том числе при обучении иностранным языкам, поскольку обладает рядом отличных технологических и дидактических характеристик, а также соответствующих им дидактических функций

Стоит отметить, что в последнее десятилетие группа российских ученых занимается вопросом технологических и дидактических свойств и функций вики-технологий в языковом образовании (E. Д. Патаракина, С. В. Титова, П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев, Е. Д. Кошелевая, Ю. Ю. Маркова, Д. A. Свиридов).

С 2007 года среди технологических особенностей Е. Д. Патаракин отмечает гипертекстовую структуру Вики, уделяя особое внимание коллективному гипертексту. "С технической точки зрения, гипертекстовая система - это информационная система, которая может хранить информацию в виде электронного текста и позволяет устанавливать электронные связи между любыми информационными единицами, хранящимися в ее памяти".

Параллельно с Е. Д. Патаракиным в 2009 году П.В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев выделили следующие характеристики технологии Вики:

· возможность вносить изменения в сам Web без использования дополнительного программного обеспечения;

· наличие многих авторов с разными точками зрения;

· нелинейная структура подаваемого материала, основанная на гиперссылках;

· возможность мгновенно вносить исправления и изменения в материал;

· возможность сравнить материал до и после исправления, а также вернуться к более ранней версии статьи;

· оперативное исправление нерабочих связей.

После них Л. К. Раицкий в своем исследовании отметил, что технология Wiki имеет несколько присущих ей особенностей и характеристик, которые отличают ее от других сервисов Web 2.0:

· возможность вносить изменения в созданный документ в самой Сети без использования дополнительного программного обеспечения;

· возможность участия нескольких авторов в создании документа;

· нелинейная структура подачи материала, основанная на гиперссылках;

· способность немедленно вносить исправления и изменения в материал;

· возможность сравнить материал до и после исправления, а также вернуться к более ранней версии статьи;

· способность использовать материалы различных форматов при создании вики-документов;

· быстрое исправление нерабочих ссылок.

Технологические характеристики вики-технологии определяют ее дидактические особенности и функции. Под дидактическими свойствами образовательного ресурса мы понимаем "основные характеристики, особенности данного инструмента, отличающие их от других, которые важны для дидактики, как с точки зрения теории, так и практики". Эти характеристики учебных пособий следует рассматривать как естественные характеристики, которые можно использовать в дидактических целях

Дидактические функции средств ИКТ - это "внешнее проявление средств ИКТ, используемых в образовательном процессе для достижения поставленных целей". Поэтому в рамках дидактических функций технологии вики мы будем разбирать использование вики в образовательном процессе.

В своей более поздней работе (2013) П. В. Сысоев обсуждает следующие особенности вики: публичность, нелинейность, возможность доступа к истории создания документа, мультимедийное содержание и гипертекстовая структура.

Е.И. Петухов проанализировал ряд работ российских ученых и представил набор признаков, характерных для вики-технологии и признаваемых большинством ученых:

1. публичность (способность организовать удаленное онлайн-общение);

2. нелинейность (внесенные изменения сохраняются не в хронологическом порядке, а в момент редактирования);

3. доступ к истории создания документов (любой пользователь сайта может вернуться к предыдущей версии документа или проверить, кто, когда и какие изменения были внесены в документ);

4. мультимедиа (умение использовать материалы различных форматов: текст, аудио, фото, видео материалы);

5. гипертекстовая структура (возможность создавать гиперссылки и нажимать на активную ссылку) и возможность модерирования работы над вики-документом автором/модератором страницы [28].

Вышеперечисленные технологические и дидактические особенности технологии Wiki превращают этот инструмент в удобную платформу для обучения письму и говорению. Более того, для организации различных интерактивных заданий, таких как составление словаря, глоссария, организация проектной деятельности, написание рассказа, эссе, в том числе совместных эссе с последующей проверкой сверстниками, и многое другое, что значительно расширяет практику использования вики в обучении иностранным языкам.

Таким образом, технология вики идеально подходит в качестве инструмента для совершенствования письменной речи, поскольку учащимся предоставляются дополнительные возможности для осмысления, проверки, публикации и анализа творческого процесса на всех его этапах. Привлекательность этой технологии заключается также в том, что она наилучшим образом способствует организации автономной работы учащихся благодаря своим многочисленным дидактическим свойствам: "используя вики, учитель может задать направление или инициировать дискуссию, но технология работает более эффективно, когда учащиеся имеют сознательную автономию над процессом". Это не значит, что авторитетное мнение не может присутствовать в Wiki, но оно может подорвать эффективность инструмента".

В последнее время исследователи все больше интересуются тем, как использовать технологии Web 2.0 для развития способности писать на иностранном языке.

Все чаще в образовательной и педагогической литературе встречается такой термин, как "ИКТ-компетентность или ИКТ-компетентность". Например, исследователь А. Л. Семенов понимает под этим термином новую грамотность, которая включает в себя навыки активной самостоятельной обработки информации человеком

Методисты П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев рассматривают ИКТ-компетентность как способность использовать широкий спектр информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Эти определения объединяет то, что ИКТ-компетентность связана со знаниями и навыками работы с информацией на основе новых информационных технологий.

В методике под письменной компетенцией понимается владение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для коррекции языкового и речевого материала с целью его лучшего запоминания и как помощник в овладении устной речью и чтением. Письменный язык рассматривается как процесс выражения идей в графической форме.

Целью обучения письменной речи является развитие письменной коммуникативной компетенции учащихся, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного речевого произведения

Современное развитие навыков письма предполагает формирование ИКТ-компетентности по следующим параметрам:

· умение работать с образовательными онлайн-ресурсами;

· используйте социальный сервис "блоги";

· используйте социальную службу "Вики";

· используйте сервис социальных закладок;

· умение пользоваться электронной почтой, чатом.

Поэтому мы обратимся к наиболее часто используемым технологиям Web 2.0 в обучении письму на иностранном языке.

Технология "Wiki" – один из основных компонентов Web2. 0, который позволяет любому пользователю редактировать текст страницы – писать, редактировать, удалять, добавлять ссылки и статьи (самая большая и известная Wiki страница – Википедия).

"Wiki" характеризуется следующими особенностями: возможность многократного редактирования текста через среду Wiki (страницы) без использования специальных инструментов; специальный язык разметки, позволяющий легко и быстро размечать структурные элементы, форматирование, гиперссылки в тексте; появление изменений сразу после их внесения; разделение контента на именованные страницы; множество авторов (некоторые wiki могут редактировать все посетители сайта).

Преподаватели и обучающиеся могут создать свою страничку на «Wiki», инструменты для ее создания можно найти на сайте одной из Wiki-сред:

- Pbworks (http://www.pbworks.com);

- Wetpaint (http://www.wetpaint.com);

- Wikispaces (http://wikispaces.com);

- JotSpot (http://www.jot.com).

Любой учащийся, имеющий доступ к этому сайту, может не только оставить комментарии по поводу того или иного текста, но также внести свои изменения, что-то исправить, или даже удалить.

Каждый учащийся может создавать новые страницы и редактировать существующие.

В базе данных хранится полная информация о том, что изменилось на странице за последнее время; можно вернуться к старой версии, можно посмотреть, что изменил конкретный пользователь.

Наиболее распространенное педагогическое использование Wiki - развитие навыков письма. Вики идеально подходит как инструмент для улучшения вашего письма, потому что веб-сайт предоставляет дополнительные возможности для размышления, обзора, публикации и анализа самого творческого процесса на всех его этапах.

Бен Лем выделяет следующие преимущества использования технологий Вики для развития навыков письма:

· поддерживает письменное выражение идей;

· обеспечивает недорогой и эффективный инструмент для командной работы;

· поощряет более внимательное отношение к тексту - дополнительную проверку, редактирование и обращение к ранее проделанной работе;

· фокусируется на письме как на процессе, а не на создании конечного продукта;

· позволяет студентам найти читателя.

Д. K. Семенов выделяет четыре типа образовательных Вики:

· индивидуальные вики, где пользователь хранит и редактирует свои идеи;

· лабораторные вики, которые позволяют хранить актуальные записи, а также предоставляют дополнительные возможности для экспертной оценки и редактирования сокурсниками;

· вики для групповой работы;

· архивы групповых знаний.

Кроме того, следует выделить еще одну технологию - PBworks – коммерческую систему совместного редактирования в реальном времени (rtce), созданную Дэвидом Уикли и включающую Рамита Сети и Натана Шмидта, которые вскоре присоединятся к нам в качестве соучредителей. Pbworks размещается на полностью кластеризованной системе Linux и использует проприетарное программное обеспечение. В начале 2007 года было добавлено редактирование WYSIWYG, а в 2008 году - редактирование HTML-источника. По состоянию на 2009 год вики полностью основана на HTML, а оригинальный язык разметки вики больше не поддерживается.

Пользователи могут создавать бесплатные базовые рабочие пространства вики или перейти на премиум-план, чтобы получить доступ к дополнительным функциям, таким как расширенные функции безопасности, настройка с помощью CSS и дополнительное хранилище. Рабочие пространства могут быть настроены как публичные или частные (видны только тем, кому было предложено подключиться к рабочему пространству).

Таким образом, технология Wiki обладает уникальным набором дидактических возможностей, позволяющих:

1. создавать и хранить образовательные базы данных и материалы (учебные страницы, энциклопедии, обучающие программы, аннотированные библиографии и т.д.);

2. организовывать совместную работу над коллективными веб-проектами;

3. проводить дискуссии с участием специалистов национальных и международных университетов;

4. организовывать сетевые семинары или вебинары;

5. управлять образовательным процессом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве приемов обучения в теоретическом и практическом контексте рассматривается вики – технология для развития письменно – речевых умений на иностранном языке, в качестве средства обучения – система заданий и последовательность их реализации в процессе обучения.

Технология Wiki может служить основой для обучения письму. Это будет важно, поскольку технологические и дидактические особенности технологии вики превращают этот инструмент в удобную платформу для обучения письму и речи, а также для организации различных интерактивных заданий, таких как составление словаря, глоссария, организация проектной деятельности, написание рассказа, эссе, в том числе совместных эссе с последующей проверкой сверстниками, и многое другое, что значительно расширяет практику использования вики в обучении иностранным языкам.

Анализ литературы по теме исследования позволил нам определить наиболее подходящий алгоритм развития письменно-речевых умений на основе технологии вики, определить критерии отбора упражнений, а также выявить диагностический инструментарий для развития умений письменной речи на основе технологии вики.

Эффективность разработанного алгоритма развития письменно-речевых умений на основе технологии вики была проверена экспериментально.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афанасьева, О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе [Электронный ресурс] / О. В. Афанасьева. – 2012. – Режим доступа: http://pedsovet.org

2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий. [Текст] / Э. Г. Азимов и др. – М.: Издательство ИКАР, 2009 – 448 с.

3. Беспалов, В. В. Информационные технологии [Текст] / В. В. Беспалов // учебное пособие – Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 134 с.

4. Беспёрстова, И. В. Организация учебного процесса с использованием информационных компьютерных технологий [Электронный ресурс] / И. В. Беспёрстова. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/592048/

5. Бим, И. Л. Обучение иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы [Текст] / под редакцией академика А. А. Миролюбова // Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – М.: Титул, 2010. – 464с.

6. Вторушина, Н. Ю. Письмо и письменная речь в обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / Н. Ю. Вторушина. – Режим доступа: ПИСЬМО И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (gramota.net)
2023-04-18 14:06 2023