НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зайцева Ю.М., Косенкова Е.Е. Формирование у дошкольников представлений о правилах поведения и вежливости

Библиографическое описание:
Зайцева Ю.М., Косенкова Е.Е. Формирование у дошкольников представлений о правилах поведения и вежливости // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Особое внимание в педагогике сегодня обращено к воспитанию моральных качеств дошкольников и учащихся. Согласно ФГОС ДО, организация ДО должна обеспечить создание благоприятных условий для формирования общей культуры личности, в частности этической культуры и культуры поведения в обществе. Соответственно, встает вопрос о выявлении педагогических условий, которые будут эффективно влиять на формирование у дошкольников представлений о правилах поведения в обществе.

Общая культура личности подразделяется на несколько видов культур, в том числе и этическую, приобщение к которой происходит с раннего возраста, то есть дошкольного. Без воспитания культуры поведения (этической культуры) мы не можем говорить о воспитании общей культуры личности.

Этическая культура представлена в виде системы норм, принципов, правил, моделей общения и поведения, освоение которых обязательно для гармоничной социализации ребенка в обществе, но проблема состоит в том, что ребенок в силу возраста и развития не видит необходимости в изучении правил общения и поведения, он поступает интуитивно. Задача педагога – вызвать у ребенка интерес, желание добровольно следовать правилам поведения в повседневной жизни.

Самый распространенный метод беседы уже нельзя назвать эффективным в современных реалиях, традиционное объяснение не вызывает у ребенка интерес, особенно, если в качестве аргумента он слышит слова «так надо», «ты должен», «все так себя ведут». В качестве альтернативы можно и нужно рассмотреть набирающий популярность метод проектной деятельности.

Проектная деятельность считается проектной только в том случае, если ребенок исследует различные варианты решения задачи, проявляет инициативу и самостоятельную активность. Например, педагог вправе дать ребенку пластилин, доску и попросить его изобразить свой замысел – это не проектная деятельность, так как ребенок находится в объектной позиции, выполняет традиционную продуктивную деятельность, соблюдая последовательность действий. А вот если выложить перед ним ряд предметов, которые он может использовать и дать задачу придумать подарок папе или маме – это уже проектная деятельность, так как педагог в первую очередь ориентируется на точку зрения ребенка, его образ подарка. Проект предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагога в моменте непосредственной работы с детьми, то есть в ситуации неопределенности, когда привычные рабочие схемы и инструкции не работают.

Как использовать проектную деятельность при формировании представлений о правилах поведения и вежливости у дошкольников? У ребенка уже есть сформированная модель поведения в определенных ситуациях, поэтому возникает необходимость выяснить логику его действий, понять точку отсчета, оттолкнуться от позиции ребенка и не навязывать преждевременно общественные нормы и правила. Необходимо на примере нескольких ситуаций совместно с детьми определить наиболее подходящий вариант поведения, который принесет как можно больше удовлетворения всем участникам диалога или ситуации. Например, просим поделиться ребенка или группу детей воспоминаниями, которые вызвали обиду или грусть, воспоминаниями о друзьях или детском саде, то есть любой социально связанной ситуации, выясняем чувства ребенка, находим причину его обиды или другой неприятной эмоции, а далее моделируем подобную ситуацию на примере игрушек или картинок. Это необходимо для того, чтобы ребенок отстранился от ситуации, своих эмоций и сумел посмотреть на неё со стороны, как наблюдатель, а не участник. Предлагаем ребенку самостоятельно подумать, как можно разрешить проблему или где была допущена ошибка и только после решения этой задачи мы можем связать смоделированную ситуацию с его собственной. Схема имеет структуру «ребенок-педагог-ребенок». В качестве закрепления изученной модели поведения можно разыграть сценку, устроить небольшое кукольное представление или рассказать сказку, исход которой дети уже смогут предугадать. Результат проекта может иметь и материальный продукт, если предложить ребенку изобразить правильный вариант поведения и вариант, несущий проблему. Выбор конечного продукта деятельности зависит от возраста дошкольников и задач педагога, которые он перед собой ставит.

Таким образом, представления о правилах и нормах поведения рассматривались у ребенка через когнитивный компонент (понимание правил, их целесообразности, пользы), эмоционально-чувственный (собственные внутренние переживания) и поведенческий (соблюдение правил при смоделированной ситуации, вымышленной или реальной). Ведущая роль ребенка обязательна, так как она способствует мотивации, заинтересованности изучаемым материалом и познавательной активности. Эмоциональный отклик также является неотъемлемой частью проектной деятельности в дошкольном возрасте, дети только учатся распознавать эмоции, справляться с ними, направлять в нужное русло. Важно, чтобы тема находила отклик у ребят, была им знакомой, четкой, понятной.

В качестве тем проектов можно использовать:

1. Как я ехал в автобусе/трамвае/троллейбусе;

2. Как мы с мамой ходили в кафе;

3. Как вести себя в театре или кино;

4. Как я первый раз побывал в музее;

5. Как мы ходили за продуктами в магазин;

6. Первый день рождения.

При правильной организации деятельности и соблюдении педагогических условий данная работа поможет решить целую группу педагогических задач образовательного, воспитательного и развивающего характера.

Библиографический список

1. Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет. Москва: ТЦ Сфера, 2009. 128 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 112 с.

3. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Москва: Скрипторий, 2008. 94 с.
2023