Воробьева И.А. Роль малой родины в формировании у детей 5-7 лет патриотических чувств
Библиографическое описание:
Воробьева И.А. Роль малой родины в формировании у детей 5-7 лет патриотических чувств // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf
Актуальность вопросов, связанных с воспитанием подрастающего поколения, прививающего любовь к малой родине, бесспорна. Воспитание детей имеет исторический характер, его содержание меняется в зависимости от различных обстоятельств и условий. Поэтому на разных этапах развития общества решаются разные задачи, связанные с воспитанием подрастающего поколения. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста- единственно правильный путь, обеспечивающий успешную раннюю социализацию личности, формирование устойчивых связей между поколениями, связей, которые начинаются с осознанного и ответственного отношения к людям и своим родным корням, любви к Родине и малой родине.
Если мы сможем поставить во главу угла воспитательной системы дошкольных образовательных учреждений гармоничное развитие личности, которая растет, используя социокультурные условия второй родины, если мы сможем разработать комплексную систему воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, основанную на идее патриотизма и гражданственности, то раннее развитие компетенций, связанных с социокультурной средой, окружающим ребенка можно расставить приоритеты в развитии качественно изменить приоритеты дошкольного воспитания, пробуждая познавательную активность, повышая практическую значимость жизни ребенка, улучшая качество жизни и развивая чувство принадлежности.
Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:
1. Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников;
2. Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники;
3. Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом задачи?
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; ознакомление с историей города, его достопримечательностями;
- воспитание любви, гордости к Родине. Расширение представлений о городах России, столице Родины – Москве, ее истории; знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны (в науке, космосе и т. д.);
- воспитание уважения к труду, людям труда;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- знакомство с боевыми традициями нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитание уважения к защитникам на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов; воспитание уважения к Российской Армии, желание быть храбрыми, сильными;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- формирование толерантности, чувство уважения к другим народам, их традициям;
- воспитание гражданина и патриота своей страны, создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Чувашия – благодатная территория для воспитания лучших человеческих качеств через многовековой опыт традиций и культуры Чувашии, ее мужественных, трудолюбивых и творческих людей.
Какие сведения о Родине могут усвоить дети? Дети старшего дошкольного возраста должны знать, как называется их город, их улица, улицы вокруг и чье это имя. Этого можно достичь с помощью экскурсий по городу и посещения музеев.
Посещение музеев – один из основных способов развития эмоционально-чувственного восприятия и нравственного отношения к древностям.
В настоящее время особенно популярны передвижные выставки. Для детей это долгожданный праздник. Богатство и глубина содержания, а также произведения искусства, представленные в различных средствах массовой информации, имеют большое воспитательное значение. Оно стимулирует творческое воображение и сильно воздействует на чувства детей.
Музыкальное искусство также может способствовать "шаг за шагом" формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов и убеждений.
Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Литература.1. Н.Ф.Андреева «Планирование работы по патриотическому воспитанию» ж. «Управление в ДОУ» №1 за 2005 год, стр.16-27.
2. Л.Х.Бруснигина «Моя малая родина» ж. «Народная школа» №2-3 за 2007, стр.87-90.