Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Сёмочкина В. В., Кукушина Н. Ю. Использование геометрической мозаики на занятиях с детьми с ОВЗ при под- готовке к школьному обучению

Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf


На дошкольном этапе образования для успешного обучения в школе ребёнок должен овладеть: способностью к обучениюи саморазвитию, должна быть сформированамотивация к обучению и познанию,развита познавательная деятельность и развиты предпосылки для формирования учебной деятельности, ребёнок должен обладать навыками самостоятельности, умением оценивать свою работу. Все эти обязательные требования предъявляемые к дошкольникам, служат для успешного перехода его на следующую ступень образования и самого развития.
Практика работы педагогов-психологов, учителей - логопедов и воспитателей показывает, что трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере, это дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). В работе с дошкольниками с ОВЗ важен поиск эффективных методик.
В нашем детском саду две подготовительные группы компенсирующей направленности, дети все разные, и к каждому ребенкунужениндивидуальный подход. Я, как педагог – психолог изучаю психологический статус ребенка:
–– особенности познавательных процессов: мышление, память, внимание, воображение, речь;
–– темповые особенности: успевает ли справляться с делом в темпе ровесников, есть ли заметная возбудимость или тормозимость;
–– эмоциональный статус: какое настроение преобладает, стойкие или быстро сменяющие друг друга эмоции, как проявляет сильные позитивные и негативные эмоции;
–– отношения с ровесниками: есть или нет, как возникают, кто и чем поддерживает, как реагирует на трудности в отношениях;
–– степень зрелости: стремится ли к самостоятельности.
Развитие у детей умений, необходимых для обучения в школе – важная задача детского сада. Диагностическое обследование в подготовительной группе часто выявляет детей, испытывающих трудности в освоении программы. Как правило, это обусловлено недостатками развития внимания, мышления, восприятия, мелкой моторики.
С целью преодоления этих недостатков и подготовки детей к обучению в школе, проводим занятия, которые носят коррекционно-развивающий характер, составляя их, мы ориентируемся на рекомендации ПМПК.
На занятиях мы используем геометрическую мозаику - это наборы геометрических фигур. Достаточно яркие и красочныефигуры, предоставляют огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребенка.Совместная деятельность педагога – психолога и воспитателя на занятиях дает свои положительные результаты, т.к. является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности.
Геометрическая мозаика является незаменимым средством в коррекционной работе с детьми детского сада, так как оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка, способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования в:
• развитии речи;
• математике;
• конструировании;
• компьютерных играх;
• рисовании;
• элементарных историко-географических представлениях;
• экологическом воспитании;
• ознакомлении с окружающим.
Такая мозаика прекрасно развиваеттерпение, усидчивость, умение концентрироваться на выполнении задания, развивается внимание – ведь даже для того, чтобы найти нужную деталь среди множества других в коробке, нужно проявить усилие.
Выкладывание рисунка из мозаики способствует активному развитию восприятия и умения ориентироваться в пространстве – для успешного выполнения рисунка необходимо усвоить понятия «справа-слева, сверху-снизу», «левый (правый), нижний (верхний) угол», «правая (левая) сторона», «нижняя (верхняя) сторона», «центр (середина)». Такие задания с трудом усваиваются детьми с ОВЗ.
Работа с мозаикой развивает мелкую моторику руки, позволяет отрабатывать захват пальцами мелких предметов.
В процессе игры можно повторять и закреплять названия фигур (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, ромб).Отрабатываются навыки счета – «Посчитай, сколько тебе понадобится прямоугольников красного цвета, маленьких треугольников, одинаковых квадратов?»
Формируются такие немаловажные умения, как способность планировать свою деятельность (что сначала, что потом, с чего лучше начать, работать по образцу).
Работа с фигурамиспособствует формированию умения принимать учебную задачу, удерживать инструкцию, следовать ей, а также способствует развитию самостоятельности в работе.
Что такое мозаика?
Мозаика – это ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенных в узор, а также создание своеобразной абстрактной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий, выполненных на плате. Платой может служить плотный картон, ограниченный определенным размером в зависимости от изображаемой модели, например, 20–30 см.
Знакомя детей с геометрической мозаикой, на первом занятии мы знакомим их с монументальной живописью. В мозаике создаются изображения из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов (Рис.1, рис.2).
 
Рис.1 Рис.2
Мозаика в умелых руках педагога – воспитательное средство, которое помогает объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка.
Мы активно работаемс геометрическим материалом, уже первые занятия с использованием мозаики дают свои положительные плоды,дети с большой заинтересованностью выполняют задания, становятся более внимательными, усидчивыми.
Цикл занятий составлен по принципу от простого к сложному. Начинали с простых действий, с минимальным количеством деталей, формируя понятия «справа-слева», «сверху-снизу», «над – под». Более сложный вариант, это работа двумя руками: правой рукой положи оранжевый квадрат в верхний - правый угол, левой рукой положи синий квадрат на середину листа ( Рис.3).

Рис.3

Следующим шаг - изменить постройку путем увеличения количества деталей ( Рис.4).

Рис.4

Постепенно перешли к более сложным заданиям, выкладыванию фигур по образцу:
- метод наложения деталей на рисунок (схема 1);
- дети подбирают детали по размеру (схема2);
- показываем изображение состоящее из геометрических фигур (схема3) и предлагаем собрать рядом.
   
Схема 1 Схема 2 Схема 3
Каждая схема относится к определенной теме, например « Грибы». На занятии в гости пришла белка, что – то приносила, но это надо угадать. Дети загадку отгадывали и составили свой ответ из фигур (Рис.5).Я родился в день дождливый под осиной молодой, Круглый, гладенький, красивый, с ножкой тонкой и прямой.(Гриб)

Рис.5

Детям с ТНР не простая задача выкладывание узора в горизонтальной плоскости под диктовку: « большой красный круг, синий маленький квадрат, большой овал зеленого цвета, маленький желтый треугольник «над» овалом зеленого цвета и т.д.». Сложно одновременно удержать в памяти размер, цвет и саму фигуру.Задание предлагается в зависимости от возможностей ребенка. Наши дошколята любят фантазировать, самостоятельно составляют героев из геометрических фигур, придумывают сказки, учатся рассказывать и отвечать на вопросы( Рис.6).

Рис.6

Непосредственная работа ведётся по двум направлениям это коррекционная работа с детьми с ТНР и психолого -педагогическая работа с родителями. Родители – наши помощники, мы объединили усилия для успешного развития детей.Мозаика стала отличным развлечением для всей семьи, это не только весело, но и полезно.
Наш опытпоказал, что геометрическая мозаика этометод обучения и развлечения одновременно. У детей и взрослых проявляется неподдельный интерес к выполнению задания, тем самым формирует усидчивость, нормализует психоэмоциональное состояние, объединяет детей и взрослых.
К концу учебного года дети научились терпеливо выполнять задания, приобрели навык планирования работы, оценивать свои результаты, общаться со сверстниками. Стали более усидчивыми, работоспособными, при итоговом диагностировании дошкольников мы получили положительную динамику в развитии психических процессов и речи.
Развитие конструктивно-игровой деятельности является необходимой предпосылкой подготовленности детей с ОВЗ к школе, так как в процессе работы развиваются и корректируются все стороны ребенка (эмоционально -волевая, познавательная, моторная, личностная). Решению этой задачи способствует использование педагогами в коррекционно-развивающей работе с детьми инновационных технологий, методик, современных детских конструкторов, интерактивных пособий и даже геометрические фигуры сделанные своими руками.

Библиографический список

1.       В.П. Новикова, Л.И. Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях.- М.: Мозаика – Синтез, 2009.
2.       Е.В. Рындин Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014.
3.       Илларионов Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 2006.
4.       С.Г. Шевченко Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса, 2004
2021