Оводова О.В. Лексический подход в обучении английскому языку
Библиографическое описание: Оводова О.В. Лексический подход в обучении английскому языку // Образовательный альманах. 2024. № 4 (79). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/79-1.pdf.
С каждым годом в методологии обучения английскому языку появляются новые тенденции и подходы. Один из таких подходов, который набирает популярность, - лексический подход. Этот метод основан на убеждении, что знание слов и фраз является ключевым элементом успешного овладения иностранным языком. В данной статье мы рассмотрим суть лексического подхода, его преимущества и недостатки, а также обсудим эффективность этого метода обучения.
Лексический подход в обучении английскому языку предполагает акцент на изучении слов и фраз в контексте, без изолированного изучения грамматических правил. Основная идея заключается в том, что ученики должны учиться использовать слова и выражения в реальных ситуациях, а не просто запоминать их переводы и грамматические формы. Те, кто придерживается этого подхода утверждают, что такой метод позволяет учащимся быстрее и эффективнее овладевать языком, так как они сразу начинают использовать изученные слова и выражения на практике.
Одним из основных преимуществ лексического подхода является его фокус на коммуникативной составляющей языка. Ученики, используя изученные лексические единицы, могут начать общаться на английском языке гораздо быстрее, чем при традиционном грамматическом подходе. Кроме того, лексический подход способствует развитию навыков понимания аутентичной речи и текстов, так как ученики изначально знакомятся с реальными образцами языка.
Тем не менее, есть и критики лексического подхода. Некоторые утверждают, что отсутствие строгой грамматической базы может привести к недостаточному пониманию структуры языка, что может затруднить более глубокое изучение английского. Кроме того, для некоторых учеников изучение большого количества лексики может быть довольно трудоемким процессом.
Несмотря на это, многие педагоги и лингвисты признают эффективность лексического подхода в обучении английскому языку. Они указывают на то, что комбинация лексического и грамматического подходов может быть оптимальным вариантом для достижения полноценного владения английским языком.
Пример занятия с использованием лексического подхода в обучении английскому языку:
Тема занятия: Описание людей и их характеристики.
Цель: Ученики научатся использовать лексику для описания людей и их характеристик, а также применять эту лексику в реальных ситуациях.
Ход занятия:
1. Введение (5 минут)
- Преподаватель представляет новую тему и объясняет, что на сегодняшнем уроке мы будем изучать лексику, связанную с описанием людей.
- Преподаватель предлагает ученикам рассказать о своих друзьях или членах семьи, используя как можно больше характеристик и прилагательных.
2. Изучение лексики (15 минут)
- Преподаватель предоставляет ученикам список слов и фраз, связанных с описанием людей (например, "friendly", "outgoing", "confident", "kind-hearted" и т.д.) и объясняет их значения.
- Ученики повторяют за преподавателем и пытаются использовать эти слова в простых предложениях.
3. Практические упражнения (20 минут)
- Ученики делятся на пары или группы и проводят упражнения, включающие описание изображений людей с использованием изученной лексики.
- Затем ученики могут играть в ролевые игры, например, представляясь друг другу новыми людьми и описывая свои характеристики.
4. Обсуждение (10 минут)
- Преподаватель проводит обсуждение о том, какую лексику ученики использовали во время упражнений, а также задает вопросы о том, как они могут использовать эту лексику в реальных ситуациях.
5. Заключение (5 минут)
- Преподаватель подводит итоги урока, подчеркивая важность изучения лексики для описания людей и призывая учеников практиковать новые слова и фразы в повседневной жизни.
Это лишь один из возможных примеров занятия с использованием лексического подхода. Важно адаптировать урок под конкретные потребности и уровень учеников.
В заключение, лексический подход в обучении английскому языку представляет собой интересную альтернативу традиционным методам. Его эффективность зависит от индивидуальных особенностей учеников и компетентности преподавателя. Важно помнить, что каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, и выбор подхода должен основываться на конкретных целях обучения и потребностях учащихся.
Список литературы:
1. Джакаева А. А. Лексический подход в обучении английскому языку как иностранному: теория и практика // Мир науки, культуры, образования. 2022 № 4 С. 128–130.
2. Lewis, M. Learning in the lexical approach // Teaching collocation: Further developments in the lexical approach / ed. M. Lewis. London: Language Teaching Publications, 2000 London: Language Teaching Publications, 2000 P. 155–185.
3. Карпова О. П. Лексический подход при обучении английскому языку // Научная сессия ГУАП: сб. докладов: в 3 ч. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостр. (Санкт-Петербург, 2018 г.). СПб.: С.-Пе- терб. гос. ун-т аэрокосм. приборостр. Ч. 3 С. 127–128.
4. Lackman K. Teaching Collocations: Activities for Vocabulary Building. Toronto: Ken Lackman and Associates Educational Consultants, 2011 P. 139–142.