Дошкольная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребёнка. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам. Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей и взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях. Поэтому, реализуя определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников [2, с.3]. Каким образом должно быть построено воспитание нравственности у дошкольников? Воспитание должно строится так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. Содержание и формы воспитательно-образовательной работы конкретизируются с учётом возможностей ребёнка. Педагогам важно проявлять заботу о развитии у дошкольников нравственной и трудовой активности, о формировании начал гуманных качеств коллективизма, гражданственности. Планомерная систематическая работа с детьми поднимает уровень как моральных представлений детей, так и их реального нравственного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, вместе играть, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Всё это определяет общественную направленность личности ребёнка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию. В реализации задач нравственного воспитания, ведущая роль принадлежит педагогу. Его поведение, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми служат для ребёнка примером, и тем успешнее под влиянием педагога формируется личность ребёнка, чем более активно его воздействие, чем оно разностороннее охватывает детские чувства, мобилизует волевые усилия детей, влияет на их сознание [2, с.5]. Нравственное воспитание ребёнка дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьёй. Педагогу необходимо так строить работу с родителями его воспитанников, чтобы повышать педагогическую культуру всех групп семей, уделяя особое внимание тем, кто испытывает затруднения в воспитании детей. С переходом в новую группу дети осознают себя старшими в детском саду. Это способствует воспитанию у дошкольников уверенности в своих силах, оказывает влияние на развитие их самостоятельности, активности. В старшем возрасте в процессе общений со взрослыми и сверстниками продолжается формирование навыков и привычек культурного поведения. Требования усложняются и к поведению детей, и к их взаимоотношениям со сверстниками. В процессе формирования умений и навыков поведения важную роль играет усвоение детьми правил, закрепляется необходимость выполнения требований, которые становятся нормой поведения. Очень важно помочь ребёнку увидеть влияние своего поведения на благополучие всей группы. [2, с.134]. Дети эмоциональны, поэтому приёмы воспитания должны быть интересны и понятны им. Конечно, не всякое поведение детей побуждает педагога использовать шутливый тон. Серьёзность, строгость, категоричность замечания обязательны тогда, когда ребёнок поступил плохо. В каждом конкретном случае педагог ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться в ней, но в любом случае нужно помнить о легкоранимом детском организме, труд, внимание и доброта воспитателя. В повседневной работе воспитатель часто сталкивается с различными индивидуальными проявлениями детей: упрямством, неорганизованностью, неумением занять себя. Причины этого могут быть разными: избалованность ребёнка, немедленное выполнение всех его желаний или неуважение личности, постоянные наказания, ущемление самостоятельности, отсутствие единства и последовательности в предъявлении требований взрослыми. Существенное значение имеет при этом контакт с семьёй, доброжелательные советы родителям, совместное обдумывание приёмов исправления поведения ребёнка. Выяснив причины детского упрямства, воспитатель намечает пути педагогического воздействия. Так, если он избалован, целесообразны следующие приёмы: систематические трудовые поручения, связанные не только с самообслуживанием, но и с помощью старшим; руководство и контроль за деятельностью ребёнка без излишней опеки; предъявление строгих требований к качеству выполняемой работы, справедливая оценка. Оценивая то или иное действие ребёнка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребёнка, поэтому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать всё самим, умение преодолевать трудности и добиваться результата [1, с.99]. Каждый педагог должен регулярно анализировать свою работу с детьми, ведь ребёнок болезненно реагирует на любое резкое слово, грубо сделанное замечание, даже если по содержанию оно и верно. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок понял, почему получил замечание. Особого подхода требуют так называемые «тихие» дети. Их малая активность, спокойное подчинение другим, неумение постоять за себя, вступиться за товарища говорят о несформированности определённых нравственных качеств. Воспитатель стремиться создать такие педагогические ситуации, которые бы развили активность детей, укрепили их веру в свои силы и возможности. Эмоциональный контакт ребёнка и педагога, положительная оценка его деятельности, поддержка, одобрение создают необходимые условия для развития активности, уверенности, преодоления безразличия. Формирование отношений между детьми в группе строится на основе взаимных симпатий, умения оценивать поведение сверстников и своё. Усвоение детьми моральных правил поведения способствует более глубокому осознанию того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими людьми. При благоприятных условиях, когда ребёнок усваивает моральные нормы поведения, формируется особый вид детской помощи – влияние на поведение друг друга, моральная поддержка товарища. Воспитатель должен поддерживать стремление ребёнка к сопереживанию, находя в этом основу укрепления способности и умения помочь ближнему. Так ребёнок начинает занимать активную жизненную позицию: чувствовать себя членом коллектива, стараться поступать так, чтобы его уважали и любили товарищи [1, с.136]. Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной работе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Список литературы: 1.Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя дет.сада/Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.-192 с.: ил. 2.Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, Р. И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. -272 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада ). 3.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям//Избр. Пед. Соч. – М., 1979. – Т. 1.-С. 224.