Библиографическое описание:
Смирнова Е.Л. Авторское пособие «Дорожки» в работе учителя-логопеда в условиях ДОУ // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Роль игры в жизни ребенка отмечали великие педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра – основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Для умственного развития детей, для овладения ими новыми формами мышления, для лучшего запоминания нового материала, большое внимание уделяется игровой деятельности. Именно в играх обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, упражняется воля детей.
По словам В.И. Селиверстова, использование игровых приемов в работе логопеда целесообразно «в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».
Невозможно переоценить роль дидактических игр и пособий в развитии речи детей. Дидактические игры и пособия помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовиться к школе. Они таят в себе большие возможности: развивают активность детей, самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные игры, в том числе и дидактические, соответствующие возрасту детей, способствующие решению образовательных задач. Актуальность использования дидактических игр и пособий обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению детей дошкольного возраста.
В связи с этим мной было разработано и реализовано авторское пособие «Дорожки». Данное пособие совершенно новое, интересное, многофункциональное и незаменимое в коррекционной деятельности учителя - логопеда. Дидактическое пособие «Дорожки» включает в себя множество различных игр и предназначено для работы с детьми разных возрастов. В нем содержится упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляции звуков, формирования лексико-грамматических навыков, развитие понимания и выражения речи. Использование данного пособия позволяет расширить словарный запас, улучшить понимание речи, связную речь, скорректировать дефекты произношения звуков. Оно может использоваться как в рамках индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Внедрив пособие «Дорожки» в свою работу, я заметила, что у детей значительно повысилась мотивация и интерес к занятиям. Использование пособия разнообразило образовательный процесс, повысило познавательную деятельность, способствовало развитию когнитивных способностей, а также развитию устойчивости, правильной постановке стопы при ходьбе, улучшению координации, моторики.
Пособие состоит из двух дорожек, изготовленных из водонепроницаемой ткани с поролоном внутри, что позволяет их обрабатывать и мыть в условиях ДОУ. На дорожках имеются липучки, кармашки для крепления дидактического материала.
Многофункциональность и мобильность данного пособия позволяет использовать его на любом занятиях: в условиях кабинета, группы и даже на прогулке. В разных возрастных группах использование пособия может быть разнообразным, можно играть индивидуально, с группой детей или выполнять задания соревновательного характера, что способствует воспитанию у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувства справедливости, умения работать в команде.
Использовать пособие «Дорожки» можно на занятиях с дошкольниками, развитие которых соответствует возрастным нормам, а также с детьми, имеющими отклонения в развитии. В пособии содержатся многоцелевые игры для развития общих речевых навыков, когнитивных способностей, крупной моторики. С помощью предложенных в пособии игр можно расширить и актуализировать словарь дошкольников по всем лексическим темам. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
ИГРА «С какого дерева листок»
Цель: расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Описание игры:
1 вариант: логопед на секторы дорожки помещает карточки с изображением кленовых и дубовых листьев. Детям предлагается взять по одному заранее приготовленному листочку, пройти по дорожкам, с такими же листочками и ответить на вопросы: «Какой листок?», «С какого дерева листок?», «Составь предложение с названием дерева, с которого у тебя листок».
2 вариант: логопед помещает на секторы дорожки перевернутые карточки с изображениями различных листьев с деревьев. Детям предлагается пройти по дорожкам, поднять и перевернуть карточки, назвать какому дереву принадлежит этот лист.
3 вариант: логопед помещает на дорожки картинки с изображением деревьев. На одну – клен, каштан, рябина. На другую – дуб, ель, сосна. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, вспомнить названия деревьев. Далее логопед предлагает детям пройти по дорожке и назвать деревья. Можно предложить детям подобрать слова, отвечающие на вопрос: «Какой?» к названию каждого дерева: раскидистый клен, цветущий каштан, кудрявая рябина, могучий дуб, высокая ель, стройная сосна. Затем перед детьми раскладываются маленькие картинки с изображенными на них листьями, плодами, семенами. Логопед предлагает рассмотреть картинки и вспомнить, с каких деревьев упали эти листья, семена и плоды. Дети по очереди выбирают маленькие картинки и составляют предложения: «Этот лист и желудь упали с дуба.» «Эти иголки и шишки упали с сосны.» и т.д.
Аналогичные игры можно проводить для изучения и закрепления других лексических тем, стоит лишь заменить карточки на нужные.
(Рисунок 1. Игра «С какого дерева листок»)
ИГРА «Цветные домики»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, совершенствование навыков фонематического и зрительного восприятия, фонематического и звукового, а также звукобуквенного анализа и синтеза.
Описание игры: К дорожке крепятся домики с крышами красного, зеленого и синего цвета. У каждого домика крепится буква.
Логопед светит фонариком на букву, а детям нужно назвать звук, который живет в этом домике, обращая внимание на цвет крыши. (например: перед домом с зеленой крышей буква Т, ребенок называет мягкий звук Ть.)
Перед выполнением упражнения с детьми логопед задает ряд вопросов: «Что такое буква?» «Какие звуки вы знаете?» и т.д.
(Рисунок 2. Игра «Цветные домики»)
ИГРА «Тайная комната»
Цель: развитие фонематических представлений, подбор слов с заданным звуком, фонематического и звукового анализа и синтеза.
Описание игры:
1 вариант: На дорожку крепятся разноцветные секторы. Детям предлагается отправиться в тайную комнату, но, чтобы туда попасть нужно выполнить задание. Каждому необходимо стать на цветной сектор. Определить, с какого звука начинается название цвета сектора, а затем придумать слово, которое начинается такой же звук.
2 вариант: На цветные сектора крепятся схематичное изображение позы рук и слогов, с отрабатываемым звуком. Задача ребенка пройти по дорожкам, проговаривая слоги и показывая соответствующие позы рук.
ИГРА «Раз, два, три, домик свой займи»
Цель: формирование умения анализировать слоговую структуру слова, развитие общей моторики, ловкости, координации движений.
Описание игры: На дорожке размещены цифры соответствующие слоговой структуре слова, которую изучили дети. Логопед называет слово, а ребенок определяет хлопками количество слогов в слове. Затем становится на соответствующей цифре.
С использованием дидактического пособия «Дорожки», ребятам более увлекательно выполнять задания, закреплять пройденный материал, отрабатывать поставленные звуки и многое другое. Воображение и фантазия педагогов безграничны, что позволяет расширить круг применения данной технологии в работе с детьми, сделав коррекционную работу более увлекательной и разнообразной.
(Рисунок 4. Игра «Раз, два, три, домик свой займи»)
Библиографический список
1.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 14 с.
2.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. (Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения.) СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 16 с.
Смирнова Е.Л. Авторское пособие «Дорожки» в работе учителя-логопеда в условиях ДОУ // Образовательный альманах. 2017. № 5 (80). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2017/80-1.pdf.
Роль игры в жизни ребенка отмечали великие педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Один из выдающихся русских психологов Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику детской игры. Действительно, игра – основной вид деятельности дошкольников. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Для умственного развития детей, для овладения ими новыми формами мышления, для лучшего запоминания нового материала, большое внимание уделяется игровой деятельности. Именно в играх обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, упражняется воля детей.
По словам В.И. Селиверстова, использование игровых приемов в работе логопеда целесообразно «в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях».
Невозможно переоценить роль дидактических игр и пособий в развитии речи детей. Дидактические игры и пособия помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовиться к школе. Они таят в себе большие возможности: развивают активность детей, самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности.
Для полноценной образовательной деятельности необходимы разнообразные и интересные игры, в том числе и дидактические, соответствующие возрасту детей, способствующие решению образовательных задач. Актуальность использования дидактических игр и пособий обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению детей дошкольного возраста.
В связи с этим мной было разработано и реализовано авторское пособие «Дорожки». Данное пособие совершенно новое, интересное, многофункциональное и незаменимое в коррекционной деятельности учителя - логопеда. Дидактическое пособие «Дорожки» включает в себя множество различных игр и предназначено для работы с детьми разных возрастов. В нем содержится упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха, артикуляции звуков, формирования лексико-грамматических навыков, развитие понимания и выражения речи. Использование данного пособия позволяет расширить словарный запас, улучшить понимание речи, связную речь, скорректировать дефекты произношения звуков. Оно может использоваться как в рамках индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.
Внедрив пособие «Дорожки» в свою работу, я заметила, что у детей значительно повысилась мотивация и интерес к занятиям. Использование пособия разнообразило образовательный процесс, повысило познавательную деятельность, способствовало развитию когнитивных способностей, а также развитию устойчивости, правильной постановке стопы при ходьбе, улучшению координации, моторики.
Пособие состоит из двух дорожек, изготовленных из водонепроницаемой ткани с поролоном внутри, что позволяет их обрабатывать и мыть в условиях ДОУ. На дорожках имеются липучки, кармашки для крепления дидактического материала.
Многофункциональность и мобильность данного пособия позволяет использовать его на любом занятиях: в условиях кабинета, группы и даже на прогулке. В разных возрастных группах использование пособия может быть разнообразным, можно играть индивидуально, с группой детей или выполнять задания соревновательного характера, что способствует воспитанию у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувства справедливости, умения работать в команде.
Использовать пособие «Дорожки» можно на занятиях с дошкольниками, развитие которых соответствует возрастным нормам, а также с детьми, имеющими отклонения в развитии. В пособии содержатся многоцелевые игры для развития общих речевых навыков, когнитивных способностей, крупной моторики. С помощью предложенных в пособии игр можно расширить и актуализировать словарь дошкольников по всем лексическим темам. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
ИГРА «С какого дерева листок»
Цель: расширение словарного запаса, образного словаря, совершенствование грамматического строя речи.
Описание игры:
1 вариант: логопед на секторы дорожки помещает карточки с изображением кленовых и дубовых листьев. Детям предлагается взять по одному заранее приготовленному листочку, пройти по дорожкам, с такими же листочками и ответить на вопросы: «Какой листок?», «С какого дерева листок?», «Составь предложение с названием дерева, с которого у тебя листок».
2 вариант: логопед помещает на секторы дорожки перевернутые карточки с изображениями различных листьев с деревьев. Детям предлагается пройти по дорожкам, поднять и перевернуть карточки, назвать какому дереву принадлежит этот лист.
3 вариант: логопед помещает на дорожки картинки с изображением деревьев. На одну – клен, каштан, рябина. На другую – дуб, ель, сосна. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, вспомнить названия деревьев. Далее логопед предлагает детям пройти по дорожке и назвать деревья. Можно предложить детям подобрать слова, отвечающие на вопрос: «Какой?» к названию каждого дерева: раскидистый клен, цветущий каштан, кудрявая рябина, могучий дуб, высокая ель, стройная сосна. Затем перед детьми раскладываются маленькие картинки с изображенными на них листьями, плодами, семенами. Логопед предлагает рассмотреть картинки и вспомнить, с каких деревьев упали эти листья, семена и плоды. Дети по очереди выбирают маленькие картинки и составляют предложения: «Этот лист и желудь упали с дуба.» «Эти иголки и шишки упали с сосны.» и т.д.
Аналогичные игры можно проводить для изучения и закрепления других лексических тем, стоит лишь заменить карточки на нужные.
(Рисунок 1. Игра «С какого дерева листок»)
ИГРА «Цветные домики»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, совершенствование навыков фонематического и зрительного восприятия, фонематического и звукового, а также звукобуквенного анализа и синтеза.
Описание игры: К дорожке крепятся домики с крышами красного, зеленого и синего цвета. У каждого домика крепится буква.
Логопед светит фонариком на букву, а детям нужно назвать звук, который живет в этом домике, обращая внимание на цвет крыши. (например: перед домом с зеленой крышей буква Т, ребенок называет мягкий звук Ть.)
Перед выполнением упражнения с детьми логопед задает ряд вопросов: «Что такое буква?» «Какие звуки вы знаете?» и т.д.
(Рисунок 2. Игра «Цветные домики»)
ИГРА «Тайная комната»
Цель: развитие фонематических представлений, подбор слов с заданным звуком, фонематического и звукового анализа и синтеза.
Описание игры:
1 вариант: На дорожку крепятся разноцветные секторы. Детям предлагается отправиться в тайную комнату, но, чтобы туда попасть нужно выполнить задание. Каждому необходимо стать на цветной сектор. Определить, с какого звука начинается название цвета сектора, а затем придумать слово, которое начинается такой же звук.
2 вариант: На цветные сектора крепятся схематичное изображение позы рук и слогов, с отрабатываемым звуком. Задача ребенка пройти по дорожкам, проговаривая слоги и показывая соответствующие позы рук.
ИГРА «Раз, два, три, домик свой займи»
Цель: формирование умения анализировать слоговую структуру слова, развитие общей моторики, ловкости, координации движений.
Описание игры: На дорожке размещены цифры соответствующие слоговой структуре слова, которую изучили дети. Логопед называет слово, а ребенок определяет хлопками количество слогов в слове. Затем становится на соответствующей цифре.
С использованием дидактического пособия «Дорожки», ребятам более увлекательно выполнять задания, закреплять пройденный материал, отрабатывать поставленные звуки и многое другое. Воображение и фантазия педагогов безграничны, что позволяет расширить круг применения данной технологии в работе с детьми, сделав коррекционную работу более увлекательной и разнообразной.
(Рисунок 4. Игра «Раз, два, три, домик свой займи»)
Библиографический список
1.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения. СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 14 с.
2.Нищева Н.В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. (Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения.) СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 16 с.