НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Фокина А.В. Современные тенденции формирования сознания у детей дошкольного возраста через речевой этикет

Библиографическое описание:
Фокина А.В. Современные тенденции формирования сознания у детей дошкольного возраста через речевой этикет // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

В дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается сознание и самосознание. У ребёнка появляется умение анализировать себя и окружающих, свои поступки и их последствия, задумываться о том, как относятся к нему окружающие и о причинах их отношения, мотивы ребёнка становятся более осознанными. Поэтому очень важно в этот момент включаться в развитие речевого этикета и коммуникативных навыков. Если вовремя начать, то к концу дошкольного периода у ребенка будет сформировано сознание нравственной и культурной личности, способной адекватно оценивать ситуации и окружающих, правильно использовать слова и строить предложения. Ребенок будет мотивирован на речевую активность, а следовательно, на познавательную деятельность. Возникновение и развитие самосознания ребенка на протя жении первых 7 лет жизни неразрывно связано с развитием меж личностных отношений.

Предпосылки формирования сознания и самосознания появляются уже в раннем возрасте, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей. Но в период вступления в дошкольный возраст ребенок осознает только сам факт своего существования и не имеет представления о своих личных индивидуальных качествах, отличающих его от других. Здесь важно включиться педагогу, а также родителям. К сожалению, в современном мире родители не понимают важность речевого этикета, поэтому у педагога раннего возраста, важная задача: научить и сформировать понимание у родителей о речевом этикете, о его роли в формировании сознания, каковы последствия пренебрежения им. Для этого в нашем саду проводятся родительские собрания с использование ИКТ технологий, разрабатываются специальные схемы, где видна взаимосвязь ключевых элементов самосознания.

В раннем дошкольном возрасте важно, чтобы воспитатель во всех сферах деятельности использовал грамотно построенную речь и делал нужные акценты. Ребенок должен понимать, что оценивается положительно, а что нет, чтобы быть готовым к следующему возрастному периоду. Для этого подходят игры рядом, обыгрывание различных ситуаций, где главную роль исполняет воспитатель, рассматривание картинок с аудио дорожками. В современном обществе важная роль отдана цифровым технологиям, поэтому нами, наравне с традиционными играми, также используются интерактивные.

В три-четыре года дети в основном приписывают себе такие качества, которые получают положительную оценку взрослых, однако часто дети не могут понять, в чем именно эти качества заключаются.

Чтобы ребенок научился адекватно оценивать себя, он должен сначала научиться оценивать поступки других, поэтому важно начать использовать дидактические и подвижные игры, где ребенку нужно оценить правильность действий того или иного героя.

Такие игры направлены на закрепление построения предложений, на разбор ситуаций (где используются хорошие и плохие слова, что нужно говорить, если твой друг грустит и т.д.). В этот период у ребенка за счёт формирования представления о вежливости формируются такие понятия как: хороший-плохой человек, культурный-не культурный, хулиган – добропорядочный, умный-глупый. Все это результат развития сознания, оценивая сверстника ребёнок начинает формировать себя.

Все это формируется в комплексе. Например, на занятии, посвящённом Блокаде Ленинграда, мы рассказывали детям, что, не смотря на тяжелые времена люди не забывали о вежливости, не забывали корни своего языка, не заменяли русскую речь на другую. Проводится много занятий, направленных на понимания русской речи, как она построена откуда произошла, как появились крылатые выражения и вежливые слова.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объективно смотреть на себя со стороны и учиты вать отношение окружающих к их действиям. Бла годаря этому ребенок усваивает нормы поведения в об ществе и формирует положительные образцы для подражания, что способствует дальнейшему развитию его личности. В этот же период дошкольники начинают сознательно пользо ваться отношением окружающих к их поступкам. В связи с этим необходимо закреплять и углублять уже полученные знания, чтобы у ребёнка к школе было сформированы сознание, мотивация к нравственном поведению, любовь к родному языку и самое главное стремление к познавательной деятельности.

Продолжая формировать речевой этикет ребёнка, мы прививаем ему любовь ко всему родному, нравственно воспитываем и готовим к социальной жизни в школе. Он приобретает определённые инструменты для общения и оценки себя и окружающих через призму своего сознания и опыта. Нам не стоит забывать, что в этом возрасте дети придают большое значение мнению сверстников, а значит и на занятиях, и на индивидуальной работе по решению конфликтов, мы должны делать акценты на оценивании поступков и слов. Как нужно было сказать, чтобы не обидеть? Как необходимо договариваться?

Современное общество не стоит на месте, однако проблемы педагогики остаются прежними. Но нам доступны новые методы их решения, так как сейчас весь познавательный потенциал ребенка направлен на информатизацию и технологию. Сейчас достаточно просто создавать интерактивные дидактические игры для занятий, особенно по речевому этикету. В презентации можно сделать слайд с выбором звуковой дорожки для определенной ситуации, и ребенок должен будет выбрать какая к чему подходит, или что необходимо сказать или сделать в конкретной ситуации. Это закрепляет знания и формирует у ребенка логическое мышление.

В этой работе нам также помогает городская библиотека, которая часто приходит к нам в гости и вместе с детьми делает различные проекты на освоение и понимание русского языка.

Объектное начало отражает представления человека обо всем, к чему приложимо местоимение «мое»: моих конкретных каче ствах, знаниях, умениях, возможностях, предметах, положении в группе, — их оценку и значимость. На основе этих представле ний складывается самооценка (как отношение к своим конкрет ным качествам) и образ себя (как представление о своих способ ностях, возможностях, своем месте среди других и пр.). В таких представлениях происходит своего рода опредмечивание, опре деление своего Я, его фиксация. Эти представления о себе со ставляют периферию самосознания, которая опосредствует отно шение человека к миру, людям и самому себе. Такое отношение порождает оценку и познание соответствующих качеств друго го, их сравнение со своими. При этом другой человек может стать средством самоутверждения или самореализации (реали зации своих интересов и потребностей). Объектное (или пред метное) отношение задает границы своего Я, свое отличие от других и обособленность.

Поэтому необходимо к 7 годам развить у ребенка дошкольного возраста коммуникативные навыки и речевой этикет.

В середине дошкольного возраста происходит серьезный пе релом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к себе. Его суть заключается в оформлении периферических структур и объектных составляющих образа Я. Я ребенка опредмечивается, в нем выделяются и оцениваются отдельные качества, умения, способности и пр. Но выделяться и оцениваться они могут не сами по себе, а только в сравнении с чьими-то другими, носите лем которых может выступать равное, но другое существо — т. е. сверстник. Дошкольник начинает относиться к себе через друго го ребенка, постоянно сравнивая себя с другими. Причем соот несение себя с другим происходит не только в реальном обще нии детей, но и во внутренней жизни ребенка; появляется оценка себя глазами другого, которая становится основой самооценки как важной составляющей самосознания. Связи с этим необходимо поддерживать и закреплять речевой этикет у детей.

Ребенок должен выступать инициатором этой деятельности. В этом процессе важна поддержка родителей. Для этого педагог должен так завлечь и заинтересовать ребенка историей языка, пробудить желание познавать, чтобы, приходя домой ребёнок просил родителей помочь ему. К сожалению, в наше время у родителей нет времени заниматься с ребёнком, поэтому педагог должен стать связующим звеном между родителями и ребенком. Для этого педагогу научиться обращать себе на пользу новые условия. Сейчас много социальных сетей и сайтов, с помощью которых можно увлечь детей, при этом решая задачи по формированию сознания и развитию коммуникативных навыков и речевого этикета.

Сознание и самосознание, а также отношение к другим, нераз рывно связаны и взаимообуславливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особеннос ти становления самосознания ребенка и его личности в целом.

В дошкольном возрасте начинают формироваться личност ные механизмы поведения; складывается первичное соподчи нение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Важно не упустить тот момент становления сознания у ребенка, чтобы в нем закрепилось понимание языка, как средства, и о его этике, которое и сформируют у него понимания что такое хорошо, а что такое плохо, а в конечном итоге подготовит к школе, как гармонично сформированную и мотивированную личность.

Библиографический список:

1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. СПб., 2006.

2. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. М.: «Академия», 2000.

3. Воробьева В. К. Развитие связности высказывания учащихся с моторной алалией. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи (сборник), МГПИ, Москва, 1982.

4. Воронова, Е. Г. Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. Г. Воронова, С. Я. Харлампиева, Н. А. Шейко. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2014. — С. 46-48.

5. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1998.

6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 2003.

7. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Издательство МГУ, 1989.

8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976. 8. Эльконин Д. Б. Избр. психологические труды. М., 1989.
2023