Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Козко А.В. Краеведческая направленность преподавания географии в условиях принятия концепции развития географического образования в России

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Использование краеведческого материала при изучении различных тем курса географии составляет суть краеведческого принципа преподавания. Краеведческий принцип можно осуществить лишь в том случае, если есть соответствующий материал по своему краю. Этот материал может быть получен путем постепенного накопления знаний о своей местности. Исходными данными о своей местности служит материал, полученный во время учебных экскурсий по географии. По мере изучения курсов географии знания расширяются.
Осуществление краеведческого принципа в преподавании требует от учителя умелого сочетания методов и приемов работы. В одних условиях усвоение географических понятий происходит через непосредственное изучение своего края (экскурсии в природу, на предприятие); в других - путем рассказа, чтения, беседы о родных местах. Объем и содержание краеведческого материала, который используется на уроках, определяется учебной программой. Первые краеведческие наблюдения я начинаю уже в 5 классе. Школьники составляют календари погоды, наблюдают за изменениями в природе. На экскурсии изучаем живую и неживую природу, затем составляем таблицу и обрабатываем материал. Из года в год краеведческие работы усложняются. Происходит последовательное изучение своей местности и всего края.
Вопросы и формы работы должны определяться содержанием темы и должны способствовать правильному понимание и усвоению темы. Краеведческий материал я включаю на различных стадиях изучения темы: в начале, в середине или в конце ее. Данные о городе, крае, природе могут даваться в различном объеме: или это 10-15 минут урока или урок полностью, в зависимости от изучаемой темы. Урок в классе может быть полностью заменен экскурсией, но важно, чтобы она была связана с учебным процессом.
Увязку краеведческого материала с темой урока строю на самодеятельности и самостоятельности учеников, так как используется материал, добытый самими детьми. Чем больше ребята работают самостоятельно, чем лучше изучали, тем активнее они работают на уроках. Такие уроки проходят с большим интересом со стороны учащихся.
Для того чтобы получить хорошие результаты, я провожу тщательный отбор краеведческого материала, который включаю в урок. Материал должен быть однородный с изучаемой темой урока, доступным для понимания, должен обеспечивать возможность применения наиболее активных методов обучения, быть наглядным и интересным.
При подборе материала обращаюсь к учителям биологии, химии. Например, при изучении флоры и фауны Забайкальского края, мне оказывают помощь биологи (таблицы, фотографии и чучела животных). Ряд вопросов при изучении предприятий г. Читы, изучении растительного и животного мира, рассматриваются с опорой на знания школьников по химии, биологии, зоологии.
Так, рассматривая понятие «солнечная радиация» (тема «Климат Забайкалья», 8 класс), вспоминаем о теплопроводности, об излучении из курса физики. Провожу интегрированные уроки с учителями биологии, химии, литературы. Таким образом, прослеживаются межпредметные связи географии с другими предметами, происходит обмен накопленным краеведческим материалом с учителями - предметниками.
Если систематизировать всю работу по изучению нашего региона с 5 по 9 класс, то можно составить таблицу:

Таблица: «Этапы изучения Забайкальского края в курсе географии»


Темы

1-й этап

2-й этап

3-й этап

5-6 классы

7 класс

8 класс

9 класс

1.Полярная съемка

Пр. работа на местности




2.Маршрутная съемка

Пр. работа на местности, доп. задания




3.Изменения в природе

Экскурсии в природу, сочинения, рисунки

Творческие работы (газеты, рисунки, стихи.)


4.Физико–географическое положение Забайкальского края



Урок-лекция: работа с атласом, конт.картами


5.Экономико-географическое положение Забайкальского края




Урок-лекция: работа с атласом, конт.

картами


6.История исследований



Рассказ учителя, сообщения учащихся


7.Геологическое строение, рельеф

Рассказ, доп. задания, творч. работы
Изучение рельефа с использованием атласа, карты

Лекция: работа с атласом, конт. картами


8.Природные условия, ресурсы


Работа с коллекцией горных пород, выполнение практ. работы

Объяснение учителя, работа с атласом, конт. картами

Лекция: работа с атласом, конт. картами

9.Климат

Рассказ учителя, дневник погоды, доп. наблюдения

 Экскурсия, метеонаблюдения

Лекция: работа с атласом, конт. картами (практ. работа), диаграммы


10.Воды региона

Рассказ учителя, беседа


Рассказ учителя, работа с атласом, конт. картами, сообщения


11.Почвы


Сбор и оформление коллекции почв

Лекция: работа с атласом


12.Природно-хозяйственные зоны, флора и фауна

Беседа, сообщения учащихся

Гербарий, доп. задания

Урок-семинар, сообщения


13.Охрана природы

Экскурсия, доп. задания

Охраняемые растения и животные. Лекарственные растения.

Урок-конференция, творческая работа


14.Население. Религия




Урок -диалог, доклады

1 5. Промышлен­ность Забайкальского края.





Лекция: работа с атласом, конт. картами

1 6. Города Забайкальского края

Свой населенный пункт.




Урок- конференция


Обучение осуществляется по принципу «от простого к сложному». В 5-6 классах в основном применяется общеклассная форма работы, в 7 классе - индивидуальная и групповая. В 8-9 классах — все формы обучения.
Развивать познавательный интерес к предмету, используя краеведческий принцип, и управлять познавательной деятельностью учащихся невозможно без применения игровых форм. Для развития внимания, логического мышления, зрительной пространственной памяти, образно-пространственного мышления использую игры с краеведческой направленностью: «Угадай и собери», «Географическое лото», «Ты - мне, я - тебе», «Найди лишнее слово». После изучения темы, учащиеся составляют кроссворды, ребусы. В последние годы проводим различные квесты под общей тематикой «Познаем родное Забайкалье!»
Большое значение имеет выполнение творческих работ: сочинение на географическую тему, проект, создание макетов, папки-раскладушки и так далее. Творческая работа выполняется индивидуально или группой, обязательно оценивается (ставятся только положительные оценки, а неудачные работы оцениваются в виде устного поощрения). Такой вид работы положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет усовершенствовать навык письменного изложения суждений по определенному вопросу, развивать художественные способности, эстетическое воспитание.
Постоянное возбуждение интереса через воздействие на эмоциональную сферу учащихся или привлечение их к самостоятельному решению задач закрепляет интересы у школьника, и способствуют формированию интересов к предмету, к краеведению. Успешные результаты во многом зависят от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен знать хорошо родной край, изучать его и стараться привлекать учеников.

Библиографический список

1.       Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. - М.: Академия педагогических. наук, 1995.
2.       Практикум по географическому краеведению / Крутов В. И., Крутов В. В.; Белгор. гос. пед. ун-т. - Белгород: БГПУ, 1996.
3.       Шмидт С.О. Без любви к малой Родине, к ее памятникам и природе, невозможно почитание и Родины большой. // Родина. – 1989, № 4.
kozkiny@mail.ru. +79243884598
2018-05-29 16:03 2018