НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Горюнова Ю. А. Преодоление речевых и социально-коммуникативных трудностей у дошкольников с ТНР во вза- имосвязи педагогов ДОУ посредством использования полифункциональной технологии "Тексты цепной орг

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (61) https://f.almanah.su/61.pdf

Работа ДОУ подчинена требованиям ФГОС, в частности: по интеграции детей с ОВЗ,  по дифференцированному подход к детям с ОВЗ, по социализации детей с ОВЗ, по использованию полифункциональных технологий.
В соответствии с ФГОС осуществляется работа, в рамках региональной опорной площадки на базе нашего ДОУ «Полифункциональные технологии преодоления речевых трудностей у дошкольников с ТНР во взаимосвязи педагогов ДОУ», которая включает в себя наследие предыдущих проектных площадок и является логическим продолжением их.
Продолжаем успешно использовать разработанные специалистами ДОУ методики предыдущих региональных проектных площадок по «Дифференцированному подходу в образовательной деятельности детей с ОНР в условиях групп общеразвивающего вида», и по «Социализации детей с ОНР и преемственности со школой ».
В 2011 году специалистами и педагогами ДОУ, в рамках региональной опорной площадки, была разработана и внедрена система работы с детьми с ОВЗ, частью которой является диагностическая карта трудностей для детей с ОВЗ.    Основываясь на результатах диагностики воспитанников в возрасте 4 – 7 лет, специалистами были выявлены и отмечены как наиболее часто встречаемые трудности - это речевые и социально-коммуникативные трудности.
    Для устранения и профилактики речевых и социально-коммуникативных трудностей, помимо стандартных приемов и методов, используем методики, разработанные в рамках региональных проектных площадок, а именно: выполняем разработку индивидуального плана развития каждого ребёнка с ОВЗ, используем дифференцированный подход к детям с ОВЗ в речевом, психологическом и педагогическом плане во время проведения НОД и во всех режимных моментах и инновационный приём -использования полифункциональной технологии, такой как тексты цепных организаций. За основу полифункциональной технологии нами взята методика текстов цепных организаций В.К. Воробьёвой. Это методика была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году.
     Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, для упрощения процесса создания текстов каждому предложению надо подобрать изображение, иллюстрирующее первое и последнее слово в предложении; чёрной стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом; красная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи; общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация данного порядка организации текста способствует удобству восприятия текста, одновременно с выделением структурных компонентов – предложений.
      Специалисты в тандеме с педагогами ДОУ интерпретировали методику В.К. Воробьёвой в соответствии с задачами по устранению речевых и социально коммуникативных трудностей воспитанников.
      Нами были введены дополнительные требования к правилам составления текстов цепной организации:
- не более 6 предложений в тексте;
- не более 3 слов в предложении, не считая предлогов и прилагательных;
- слова действия в схеме для старшей группы заменяются стрелками, их можно    менять в рассказе в зависимости от проблемы. В подготовительной группе слова-   действия заменяются двумя полосками, как в школе;
- появляется обозначение предлога, как маленького слова;
- в конце рассказа краткая мораль, она проговаривается, если дети могут, то   читают;
- имя ребенка не должно совпадать с именами детей группы. Во всех проблемных рассказах должно быть одинаковым.
       Адаптированная нами методика В.К. Воробьёвой состоит из следующих, последовательно нами реализуемых шагов:
- подготовка педагогического состава ДОУ к работе с методикой ТЦО,
- подбор тематики текстов в соответствии с имеющимися трудностями и возрастным контингентом,
- подготовка демонстрационного и раздаточного материала для работы с ТЦО,
- ознакомление воспитанников с ситуацией ТЦО,
- непосредственная работа воспитанников с ТЦО, разделённая на этапы, каждый из которых курирует специалист или педагог ДОУ.
 Комплексный подход в тандеме специалистов и педагогов ДОУ.  Воспитатель проводит подгрупповые занятия с детьми с ТНР и фронтальные занятия со всей группой. Логопедическая и психологическая помощь прослеживается на всех этапах и видах работы с ТЦО.
  Конкретизируя особенности логопедической помощи детям с ТНР в работе с ТЦО, можно отметить, что наибольшая работа осуществляется во время индивидуальных логопедических занятий по ТЦО. Происходит отработка фонетической, лексико-семантической сторон речи. Формирование связного высказывания, мотивация детей к речевому высказыванию. Практикуется адаптированная подача материала по закономерностям, особенностям, специфике структуры ТЦО. В зависимости от уровня речевого нарушения, сформированности речи уделяется наибольшее внимание отработке ключевых, для работы с ТЦО, умений и навыков, таких как:
- подбор картинок, относящихся к тексту и исключения лишних,
- словоизменения по падежам, согласование слов в предложениях,
- подбор синониммических рядов,
- развитие связной монологической речи,
- построение, графической схемы ТЦО,
- пересказывать по схеме,
- по наводящим вопросам - выявлять мораль текста, грамотно формулировать её.
   На индивидуальных логопедических занятиях с воспитанниками        с ТНР проводится подготовка на опережение изучаемой темы, что даёт возможность создания ситуации успеха ребёнка в последующем.
Подведение к ситуации успеха ребёнка с ТНР предшествует подготовка, включающая в себя:
- закрепление уточнение понимания ребенком специфики ТЦО,
- отработка умения рассказывать с опорой на графическую схему рассказа
- отработка умения подбирать синонимические ряды по определённой тематике.
- беседа логопеда и ребёнка с ТНР в которой логопед выстраивает вопросы таким образом , чтобы подвести ребёнка самостоятельно сформулировать мораль текста представленной ситуации.
- формировать умение строить высказывание в рамках определённых условий - работать по правилам.
- накопление опыта успешной работы над речью.
Образец работы на примере ТЦО по проблеме «Разбросанные игрушки»
1. Подгрупповое занятие с детьми с ОВЗ.
2. Фронтальное занятие со всеми детьми группы. Поскольку дети с ОВЗ заранее отработали этот текст, они работают наравне со всеми. У них создана база для успеха.
3. Обсуждение трудности, возникшей в группе.
4. Чтение рассказа цепной организации, соответствующего возникшей  трудности.
5. Рассматривание сюжетной картины по рассказу.
6. Отбор нужных рисунков из копилки рисунков.
7. Чтение рассказа цепной организации второй раз с предложением о составлении рассказа по схеме.
8. Составление рассказа по схеме.
9. Проверка цепной организации рассказа с обозначением стрелками.
10. Закрепление понятия о рассказе, как о предложениях, объединенных общей мыслью и общими словами.
11. Пересказ рассказа ребенком с нормой речи.
12.Придумывание итога рассказа, руководства к действию по возникшей трудности.
Образец текста цепной организации по трудностям.
Игрушки
Витя разбросал не собрал, не убрал игрушки.
Игрушки оказались, стали, были сломаны.
Сломанные игрушки выбросили из сада.
В саду не осталось игрушек.
Игрушки нужны детям.
Дети пошли к Вите.
«Витя, чини игрушки».
Нельзя ломать игрушки!
Нужно убирать игрушки на место!
Обида
Витя обидел, укусил, ударил, обозвал Иру.
Ира пожаловалась своей подруге Свете.
Света рассказала детям.
Дети не стали играть с Витей.
Витя извинился перед Ирой.
Нельзя обижать, бить, кусать, обзывать людей!
Еда
Витя не съел завтрак.
После завтрака была прогулка.
На прогулке лепили снеговика.
Снеговика лепили все дети.
Дети пошли к Вите.
 Витя сидел без сил
Силы остались в завтраке.
Надо есть все!
   Опыт работы с текстами цепной организации позволил продолжить нам работу с ними и на отработке других аспектов социально коммуникативной сферы. Одним из аспектов социально – коммуникативной сферы, является развитие навыков охраны безопасности жизнедеятельности дошкольников. Среди приёмов работы с воспитанниками по продвижению культуры ОБЖ используется методика ТЦО по тематике ОБЖ.
   Таким образом успешные результаты работы по преодолению речевых и социально-коммуникативных трудностей у дошкольников с ТНР были достигнуты благодаря внедрению полифункциональной технологии, основанной на методике В.К. Воробьёвой «Тексты цепной организации».
Список используемой литературы:
1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012.
2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002.
4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999
5. «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи» В.К. Воробьева (Ж. «Дефектология» №4, 1990 г.)
2022