Горюнова Ю. А. Преодоление речевых и социально-коммуникативных трудностей у дошкольников с ТНР во вза- имосвязи педагогов ДОУ посредством использования полифункциональной технологии "Тексты цепной орг
Работа ДОУ подчинена требованиям ФГОС, в частности: по интеграции детей с ОВЗ, по дифференцированному подход к детям с ОВЗ, по социализации детей с ОВЗ, по использованию полифункциональных технологий. В соответствии с ФГОС осуществляется работа, в рамках региональной опорной площадки на базе нашего ДОУ «Полифункциональные технологии преодоления речевых трудностей у дошкольников с ТНР во взаимосвязи педагогов ДОУ», которая включает в себя наследие предыдущих проектных площадок и является логическим продолжением их. Продолжаем успешно использовать разработанные специалистами ДОУ методики предыдущих региональных проектных площадок по «Дифференцированному подходу в образовательной деятельности детей с ОНР в условиях групп общеразвивающего вида», и по «Социализации детей с ОНР и преемственности со школой ». В 2011 году специалистами и педагогами ДОУ, в рамках региональной опорной площадки, была разработана и внедрена система работы с детьми с ОВЗ, частью которой является диагностическая карта трудностей для детей с ОВЗ. Основываясь на результатах диагностики воспитанников в возрасте 4 – 7 лет, специалистами были выявлены и отмечены как наиболее часто встречаемые трудности - это речевые и социально-коммуникативные трудности. Для устранения и профилактики речевых и социально-коммуникативных трудностей, помимо стандартных приемов и методов, используем методики, разработанные в рамках региональных проектных площадок, а именно: выполняем разработку индивидуального плана развития каждого ребёнка с ОВЗ, используем дифференцированный подход к детям с ОВЗ в речевом, психологическом и педагогическом плане во время проведения НОД и во всех режимных моментах и инновационный приём -использования полифункциональной технологии, такой как тексты цепных организаций. За основу полифункциональной технологии нами взята методика текстов цепных организаций В.К. Воробьёвой. Это методика была предложена В.К. Воробьёвой в 1989 году. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, для упрощения процесса создания текстов каждому предложению надо подобрать изображение, иллюстрирующее первое и последнее слово в предложении; чёрной стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом; красная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи; общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы. Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация данного порядка организации текста способствует удобству восприятия текста, одновременно с выделением структурных компонентов – предложений. Специалисты в тандеме с педагогами ДОУ интерпретировали методику В.К. Воробьёвой в соответствии с задачами по устранению речевых и социально коммуникативных трудностей воспитанников. Нами были введены дополнительные требования к правилам составления текстов цепной организации: - не более 6 предложений в тексте; - не более 3 слов в предложении, не считая предлогов и прилагательных; - слова действия в схеме для старшей группы заменяются стрелками, их можно менять в рассказе в зависимости от проблемы. В подготовительной группе слова- действия заменяются двумя полосками, как в школе; - появляется обозначение предлога, как маленького слова; - в конце рассказа краткая мораль, она проговаривается, если дети могут, то читают; - имя ребенка не должно совпадать с именами детей группы. Во всех проблемных рассказах должно быть одинаковым. Адаптированная нами методика В.К. Воробьёвой состоит из следующих, последовательно нами реализуемых шагов: - подготовка педагогического состава ДОУ к работе с методикой ТЦО, - подбор тематики текстов в соответствии с имеющимися трудностями и возрастным контингентом, - подготовка демонстрационного и раздаточного материала для работы с ТЦО, - ознакомление воспитанников с ситуацией ТЦО, - непосредственная работа воспитанников с ТЦО, разделённая на этапы, каждый из которых курирует специалист или педагог ДОУ. Комплексный подход в тандеме специалистов и педагогов ДОУ. Воспитатель проводит подгрупповые занятия с детьми с ТНР и фронтальные занятия со всей группой. Логопедическая и психологическая помощь прослеживается на всех этапах и видах работы с ТЦО. Конкретизируя особенности логопедической помощи детям с ТНР в работе с ТЦО, можно отметить, что наибольшая работа осуществляется во время индивидуальных логопедических занятий по ТЦО. Происходит отработка фонетической, лексико-семантической сторон речи. Формирование связного высказывания, мотивация детей к речевому высказыванию. Практикуется адаптированная подача материала по закономерностям, особенностям, специфике структуры ТЦО. В зависимости от уровня речевого нарушения, сформированности речи уделяется наибольшее внимание отработке ключевых, для работы с ТЦО, умений и навыков, таких как: - подбор картинок, относящихся к тексту и исключения лишних, - словоизменения по падежам, согласование слов в предложениях, - подбор синониммических рядов, - развитие связной монологической речи, - построение, графической схемы ТЦО, - пересказывать по схеме, - по наводящим вопросам - выявлять мораль текста, грамотно формулировать её. На индивидуальных логопедических занятиях с воспитанниками с ТНР проводится подготовка на опережение изучаемой темы, что даёт возможность создания ситуации успеха ребёнка в последующем. Подведение к ситуации успеха ребёнка с ТНР предшествует подготовка, включающая в себя: - закрепление уточнение понимания ребенком специфики ТЦО, - отработка умения рассказывать с опорой на графическую схему рассказа - отработка умения подбирать синонимические ряды по определённой тематике. - беседа логопеда и ребёнка с ТНР в которой логопед выстраивает вопросы таким образом , чтобы подвести ребёнка самостоятельно сформулировать мораль текста представленной ситуации. - формировать умение строить высказывание в рамках определённых условий - работать по правилам. - накопление опыта успешной работы над речью. Образец работы на примере ТЦО по проблеме «Разбросанные игрушки» 1. Подгрупповое занятие с детьми с ОВЗ. 2. Фронтальное занятие со всеми детьми группы. Поскольку дети с ОВЗ заранее отработали этот текст, они работают наравне со всеми. У них создана база для успеха. 3. Обсуждение трудности, возникшей в группе. 4. Чтение рассказа цепной организации, соответствующего возникшей трудности. 5. Рассматривание сюжетной картины по рассказу. 6. Отбор нужных рисунков из копилки рисунков. 7. Чтение рассказа цепной организации второй раз с предложением о составлении рассказа по схеме. 8. Составление рассказа по схеме. 9. Проверка цепной организации рассказа с обозначением стрелками. 10. Закрепление понятия о рассказе, как о предложениях, объединенных общей мыслью и общими словами. 11. Пересказ рассказа ребенком с нормой речи. 12.Придумывание итога рассказа, руководства к действию по возникшей трудности. Образец текста цепной организации по трудностям. Игрушки Витя разбросал не собрал, не убрал игрушки. Игрушки оказались, стали, были сломаны. Сломанные игрушки выбросили из сада. В саду не осталось игрушек. Игрушки нужны детям. Дети пошли к Вите. «Витя, чини игрушки». Нельзя ломать игрушки! Нужно убирать игрушки на место! Обида Витя обидел, укусил, ударил, обозвал Иру. Ира пожаловалась своей подруге Свете. Света рассказала детям. Дети не стали играть с Витей. Витя извинился перед Ирой. Нельзя обижать, бить, кусать, обзывать людей! Еда Витя не съел завтрак. После завтрака была прогулка. На прогулке лепили снеговика. Снеговика лепили все дети. Дети пошли к Вите. Витя сидел без сил Силы остались в завтраке. Надо есть все! Опыт работы с текстами цепной организации позволил продолжить нам работу с ними и на отработке других аспектов социально коммуникативной сферы. Одним из аспектов социально – коммуникативной сферы, является развитие навыков охраны безопасности жизнедеятельности дошкольников. Среди приёмов работы с воспитанниками по продвижению культуры ОБЖ используется методика ТЦО по тематике ОБЖ. Таким образом успешные результаты работы по преодолению речевых и социально-коммуникативных трудностей у дошкольников с ТНР были достигнуты благодаря внедрению полифункциональной технологии, основанной на методике В.К. Воробьёвой «Тексты цепной организации». Список используемой литературы: 1. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. (Логопедический материал. Рассказы цепной структуры). Журнал «Карапуз» 2012. 2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб пособие / В.К.Воробьёва.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2002. 4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.- М., 1999 5. «Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи» В.К. Воробьева (Ж. «Дефектология» №4, 1990 г.)