Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Попов С.В. О разных образовательных парадигмах

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Введение. В нынешнем образовании при всем многообразии его форм четко прослеживается два направления, чего не было прежде. Первое - классическое, рассматривает образование как интеллектуальный труд, требующий привлечения ресурсов учащегося и напряженной интеллектуальной деятельности. Второе – пока не имеющее определенного наименования, но сводящееся к привлечению современных информационных приемов и поведенческих паттернов в попытке расширить каналы усвоения новых знаний, умений, навыков. В этой короткой статье автор сравнивает оба направления и очерчивает области их наиболее успешной реализации, рассматривая в качестве сферы применения преподавание информационных технологий.
Классическое образование. Первое - классическое направление формировалось веками в соответствии с основополагающими законами психологии и нейрофизиологии, которые в давние века не были известны, но, тем не менее, именно они формировали уклады социума. Как гласит известная догма: Незнание законов не освобождает ….Поэтому, умение плавать не подразумевает знания законов гидродинамики, как и игра в мяч, не требуетпроникновения в законы газодинамики. Законы, заложенные Творцом, вечны и неизменны, что бы нивозражаливопреки, наподобие «Нельзя ждать милостей от природы…» и т.п.
Чтобы не быть голословным, напомним, какие законы здесь имеются в виду. Начнем с нейрофизиологии. Современные исследования наглядно демонстрируют, что человеческий мозг, усваиваяновые данные, перестраивает свою нейронную структуру, в результате часть нейронов становится более активной, часть деградирует. Поэтомусостоявшийся физик уже не будет лириком, т.к. не сможет перестроить сложившуюся нейронную структуру мозга. Конечно, можно одновременно быть физиком и играть на скрипке, например, как А. Эйнштейн. Но учиться тому и другому надо сравнительно одновременно, формируя соответствующие нейронные структуры головного мозга.
Если говорить о психологии, то классическая форма обучения предполагает последовательное усвоение знаний, формируя стройную систему понятий, каждое из которых предполагает базируемость на предыдущих понятиях и встраиваемость в систему вышерасположенных понятий. В результате у человека формируется мотивация к усвоению новых знаний, в основе которой лежит успешное решение более легких задач и желание расширить свое понятийное пространство, а вместе с тем увеличить сложность решаемых задач.
В результате описанные процессы адаптации нейронной сети, что на внешнем уровне представляется системой взаимосвязанных понятий, приводят к возникновению у человека новых знаний. Таким образом, классическое образование ставит формирование у человека знаний во главу угла. Далее на основе знаний формируются умения и навыки как результат многократного их применения в тех или иных житейских ситуациях. И развитиепоследних происходит естественно, т.к. нейрофизиология и психология ученика уже располагает всем необходимым, чтобы вызвать адекватные действия его моторики. Действительно, с одной стороны, у ученика вполне развита нейронная структура, управляющая двигательной активностью, с другой, он рассматривает свою активность как прикладную область, формируемую в усвоенной системе понятий.
Однако, усвоенные знания надобны не только для формирования умений и навыков. Имеется еще одно следствие того, что человеческий мозг сформировал структуры, можно сказать, хранящие усвоенные знания. Эти структуры не законсервированы, они активны, т.к. при встрече с новыми данными подвергаются соответствующей перестройке, чтобы включить их в систему знаний. Например, установить каузальные связи между старым и новым. Примером служит умение человека рассуждать по аналогии, что позволяет знания одной предметной области использовать для объяснения фактов из другой.
Следовательно, можно констатировать, что классическое образование формирует человека-творца, впрочем, как и было изначально задумано, т.к. Творец создал человека по образу и подобию своему.
Вся жизнь – игра. Вторую парадигму образования, которая еще не получила устоявшегося названия, хотелось бы начать с цитаты одного рекламного текста, которым завлекали преподавателей приобщаться к новым образовательным парадигмам. «Студентам надоедает слушать лекции и делать доклады. В нашем ВУЗе самый высокий рейтинг у преподавателей, которые проводит занятия в игровой форме: деловые игры, мастер-классы, семинары-диспуты и др.» Первое предложение можно интерпретировать очень коротко: студентам надоело учиться, если под учебой понимать напряженный интеллектуальный труд. Ключевые термины: надоело и учиться. Вывод рекламы: их интеллектуальные возможности не обладает способностью к длительному напряжению для формирования новыхнейронных связей в ответ на внешние сигналы (здесь:понятийные системы). Следующая фраза является логическим следствием из тезиса «Надоело учиться». И что предлагается взамен? А взамен – развлекаловка, когда нейронные связи не перестраиваются или перестраиваются в минимальной степени, только для того, чтобы поддержать формирование соответствующей активности. Т.е. формирования умений и навыков, которые не основываются на знаниях. Ведь формирование активности также требует перестройки ряда нейронных связей, но специфической области мозга. Обычно эта область хорошо развита у спортсменов и работников физического труда. И она не перестраивается после достижения определенного максимума деятельной активности. Однако, в отличие от формирования нейронных связей в случае освоения новых знаний, нейронные связи, отвечающие за активности, обладают высокой динамикой, т.к. здесь нет места размышлению и умозаключению. Поэтому умения и навыки вполне возможно формировать по шаблонам, в том числе и игровым, не особенно озабочиваясь выработкой понятийного базиса.
В недавнем прошлом было повальное увлечение тестированием, как способом быстро и без хлопот проверить знания учащихся. Этот этап, кажется, прошел, т.к. педагоги поняли, что в большинстве своем тестированию подвергается память, но не умение извлекать новые данные из имеющихся. Сейчас пропагандируется новое увлечение – привлечение игровых образовательных парадигм, в попытке повысить мотивацию учеников к обучению. Но как показано, это приводит лишь к закреплению умений и навыков без развития способности логически мыслить и строить умозаключения для обоснования незнакомых данных.
И как показывает опыт, в лучшем случае это приводит к клиповому мышлению, которым характеризуются подавляющее большинство современных выпускников школ.
Выводы. Итак, резюмируем. Классическая форма образования направлена на формирование структуры интеллекта, предполагая усвоение новых знаний на основе уже имеющихся, а также освоение активностей, базирующихся на знаниях. Поэтому классическое обучение адекватно в тех областях, которые требуют дальнейшего развития и далеки от завершающего аккорда. Игровые паттерны обучения формируют умения и навыки, без базирования на более или менее обширном багаже знаний. И поэтому они более продуктивны в тех областях, где нет необходимости формировать мыслителей, исследователей, открывателей нового, а нужны активные деятели, проявляющие свою активность по заранее установленным шаблонам.
2019-06-11 16:03 2019