НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гниломедова Т. В. Формирование и развитие навыков самообслуживания у детей с РАС


Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

В настоящее время вырос интерес к такой проблеме, как формирование навыков самообслуживания у детей с РАС, потому что за последние несколько лет количество детей с аутизмом выросло. В связи с этим возникает вопрос о том, как помочь этим детям, ведь рождаемость растет, а увеличение методических пособий, документации и учреждений остается на прежнем уровне.
Навык - это компонент действия человека, который он выполняет сознательно, который вырабатывается в процессе его выполнения. Самообслуживание-умение обслуживать самого себя, удовлетворять свои бытовые потребности собственными силами.
Так как навыки - самообслуживания - это действия, которые направлены на самого себя, то у маленьких детей этот процесс связан с одеванием, раздеванием, приемом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук и т.п.).
Развитие навыков самообслуживания представляет для ребенка с РАС большую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большей степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами.
Своевременность и актуальность включения детей с РАС в различные формы обучения, создает потребность в разработке необходимых технологий, которые смогли бы учитывали их особые образовательные потребности и были направлены на раскрытие всех потенциальных возможностей.
Таким деткам необходимо научиться жить и обслуживать себя самостоятельно. У этой категории детей данная область навыков не формируется по подражанию или прошедшему опыту, поэтому у общества возникает масса противоречий, так как ожидания семей, в которых есть дети с РАС, совершенно, не соответствуют действительности.
Особенности психического развития у детей с аутизмом обуславливают трудности в организации их поведенияи особенно формировании навыков самообслуживания.
Поэтому, вступая с ним в контакт, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что такому ребёнку быстро надоедают даже приятные впечатления; что он часто действительно не может подождать обещанного; что ему нельзя предлагать ситуацию выбора, в которой он самостоятельно беспомощен. Чтобы попытка установления эмоционального контакта стала успешной, мы стараемся организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.
Сначала ребенок получает опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, мы в своей работе постепенно развиваем более сложные формы взаимодействия.
Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой.
Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально необходимо управлять его рукой. По мере взросления дети приучатся есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях рекомендуют поступить следующим образом: не давать всю порцию еды сразу, а класть ее на тарелку частями, по мере надобности. Ребенок, быстро справившись с первой порцией, вынужден некоторое время ждать, пока добавят вторую, третью и т. д. Тем самым он невольно привыкнет есть медленнее. Дети с аутизмом очень избирательны в еде. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении, связанном со вкусом, запахом, упаковкой и т.д. Нередко дети испытывают трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или одежде могут стать источником неприятных ощущений. Для решения данной проблемы,  терпеливо учить детей: пользоваться салфеткой. Для таких детей очень важно постоянно обговаривать с ребенком все действия. Поэтому мы максимально ограничиваем свою речь во время действий, которые должны в дальнейшем стать самостоятельными. В то же время, перед началом мы обязательно напоминаем ребенку, что он будет сейчас делать, а в конце подчеркиваем его достижения (Миша,  молодец, сам одел колготки).
При обучении навыка  мы, как педагоги знаем, что наша речь должна быть четкой и краткой. Мы тщательно продумываем фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом. Стереотипность аутичного ребенка можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов.
Уверенные и четкие указания с нашей стороны одновременно с гибкостью и чутким отношением к внутреннему ритму ребенка, его состоянию в данный момент – увеличивают доверие ребенка  к нам взрослым и повышают его чувство безопасности. И наоборот, неуверенность, и непоследовательность с нашей стороны – усиливают тревожное состояние и поведенческие проблемы ребенка.
Сложность формированию навыков ещё и состоит в том, что у детей с РАС нет мотивации к овладению социальными навыками, они не понимают, зачем одеваться, если ему и раздетому не плохо и даже лучше чем в одежде, зачем нужно мыться, зачем есть ложкой, он наестся и руками, в результате всё равно сыт будет. И, как правило, отсутствие мотивации делает обучение трудным и медленным.
Чтобы освоить один конкретный навык – требуется сотня повторений.
Серьезная проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, родителям гораздо проще сделать это самим, чем многократно показывать одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, необходимо быть терпеливыми, систематически проводите эту работу, не менять порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогая ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним снимать заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие формируется совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.
Дети с аутизмом легче воспринимают новое, если заранее обговаривать возможные варианты действий, которые ему предстоит выполнить. Мы в своей работе используем наглядный материал, с целью лучшего усвоения детьми последовательности операций при раздевании и одевании  также  играем с куклой « Одень Машеньку». Предлагаем  разрезные картинки: перед ребенком ставиться игровая задача «Ты соберешь картинку, и мы узнаем, что мы наденем на улицу». Играем с картинками на ориентировку в предметном мире: мыло, расческа, полотенце и т.д. Ребенок выполняет инструкцию воспитателя: « Покажи мыло и т.д.» Для занятий с ребёнком с РАС очень важно соблюдение ритма самого занятия. Такой ребёнок не может долго выдерживать ситуацию активного взаимодействия. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время-1-2минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено и, ребенок сразу испытал успех.
Таких деток невозможно научить всему и сразу, поэтому нужно сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ребенку навыке, очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.
У многих аутичных детей вызывает страх шум воды, гул труб, шум стиральной машины, пылесоса, кофемолки, дрели. Родители должны установить причину страхов ребенка и по возможности устранить пугающие предметы, препятствующие обучениюдетей тем или иным гигиеническим навыкам. Кроме того, взрослые должны сделать так, чтобы ребенка заинтересовали водные процедуры. Например, можно поставить необычные, красивые предметы для умывания, “получить” посылку от Мойдодыра или от кого-либо из близких с необходимыми для туалета принадлежностями.
Научить ребенка самостоятельно умываться – непросто, это длительный процесс, состоящий из многих этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде, сначала теплой, а затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вместе с ребенком искупать куклу, пускать лодочки, доставать со дна ёмкости затонувшие предметы и т. п. Настанет очередь следующего этапа. Поиграйть с ним в как бы умывание: потрите сухие руки одна об другую, сложить ладони так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, потирать его ладошки друг о друга, провести ими по лица малыша. Теплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения непременно сделают умывание приятной для него процедурой. Во время умывания (как, впрочем, и в других случаях) обязательно разговаривать с ним. Показывать, называя части тела, предметы туалета и просить ребенка повторить.
С ребенком необходимо ежедневно проговаривать все моменты его жизни. Говорить с ним теплым, ровным тоном, “воркуя”, голосом, интонациями регулируя поведение ребенка (говорить быстрее, когда нужно поторопить, медленнее, как бы распевая, при медленных, неловких действиях ребенка, когда важно не обострять ситуацию).
Нужно помнить, что мы-взрослые должны научить ребенка элементарным санитарно-гигиеническим и бытовым навыкам. Для этого потребуется немало времени и сил. И правильный подход к ребенку – не безграничная опека, а постоянная доброжелательная требовательность – поможет достичь определенных результатов в воспитании сына или дочери. Малыш может быть опрятен, хорошо воспитан, в определенной мере самостоятелен в быту.
Формирование осмысленных бытовых стереотипов может проходить очень медленно. Возможно сложится впечатление, что наше комментирование того или иного процесса идет вхолостую, что внимание ребенка не удается зацепить никакой деталью, но по первоначальному отсутствию выраженной реакции  ребенка нельзя судить о том, что он ничего не воспринял.
Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС очень важно как для ребёнка, так и для его родителей, которые в будущем будут затрачивать меньше сил и энергии при уходе за таким ребёнком. Поэтому длительное, поэтапное, и целенаправленное обучение социально-бытовым навыкам ребёнка с РАС способствует их полному или частичному освоению, а тесное сотрудничество педагога и родителей даст наиболее положительный результат.
Список используемой литературы:
1.       Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
2.       Аутичный ребенок. Пути помощи, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд.: Теревинф, 2005. - 219 с.
3. Чевычелова И.В. Психокоррекционные технологии работы с семей, воспитывающей ребенка с РАС.
2021