Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Киякина Р. М., Черемушкина Т. С., Кутуева Н. М. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством изобразительного творчества

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf


Значение рисования для всестороннего развития и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами - отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Рисование позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий.
На занятиях по рисованию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Если сравнить работы детей группы ОНР (в сравнении с обычными группами воспитанников того же возраста), можно отметить, что их рисунки отличаются бедностью колорита и недостаточной реалистичностью. Отсюда следует, что на занятиях ИЗО с такими детьми нужно «проговаривать» выполняемую работу, проводить сюжетно-ролевые игры. Необходима также и система коррекционно-развивающей деятельности, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. Развитие воображения и зрительной памяти необходимо для коррекции речи.
Очень хорошие результаты на занятиях рисования дает прослушивание литературного отрывка (словесный портрет, пейзаж и пр.), когда дети создают изображение без привлечения наглядных средств. Также можно использовать прием составления книг по знакомым сказкам и рассказам. Каждый ребенок выбирает один из эпизодов, предложенных педагогом, и изображает его на отдельном листе. Затем педагог составляет из детских рисунков сюжеты, а дети поочередно рассказывают об изображенном эпизоде. Такие занятия способствуют развитию речи, умению грамматически правильно строить предложение. Занятия рисования должны быть интересны ребенку и желанны для него. Таким образом, изобразительное творчество позволяет развивать у детей с ОНР психическую и физическую сферы. В результате систематических занятий у них улучшается моторика, развиваются сенсорная и познавательная функции. Все это в процессе социализации ребенка помогает ему успешно осваивать различные виды деятельности и, главным образом, речевую.
Развитию речи детей способствуют экскурсии – занятия в областной картинной галерее. Тесное сотрудничество с этим культурным учреждением позволяет мне не только познакомить детей с настоящими произведениями искусства, но и обогатить словарь детей такими словами как: экспозиция, экскурсовод, смотритель, живопись, искусство и многими другими. Дети попадают в атмосферу творчества и истории, с помощью опытных экскурсоводов знакомятся с разнообразными изобразительными средствами, которые использовали художники для создания своих полотен. Дети узнают о творческой судьбе художников, об истории создания картин, учатся ориентироваться в жанрах изобразительного искусства.
Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития связной речи. Рисование красками, карандашами, мелками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и деятельность, которая отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствующая проявлению умственной и речевой активности.
Первым шагом в развитии понимания связной речи на занятиях по изобразительной деятельности является усвоение номинативных функций слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе и двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить название предметов. Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл.
Рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок, по сути, представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, детский рисунок является своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка. В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (ладья, барышня, матрешка, дымковская игрушка). При рассматривании узоров учатся сравнивать народные росписи. Описывая изделие, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.
По окончании продуктивной работы, когда рисунки полностью готовы, нужно организовать выставку детских работ. Яркие детские работы вызывают чувство удовлетворения и радости у дошкольников. Каждому хочется рассказать о своем рисунке, поделиться впечатлениями о работе сверстников. Это благодатное время можно использовать для составления рассказов. Ребенку гораздо интереснее составлять рассказ по своему рисунку, чем по картине художника, поскольку сюжет рисунка ближе ему и понятнее. По возможности сначала можно обговорить план рассказа, представить его графически в виде схемы. Рассказы с опорой на схему получаются логически правильно выстроенными.
Главным стимулом развития связной речи является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путем общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия почти идеально представлены в коллективной изобразительной деятельности, которая одновременно создает положительный эмоциональный фон, учит владеть эмоциями, способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала. Процесс создания коллективной творческой работы сопровождается речью, что способствует развитию диалога, монолога, слухового внимания.
Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей наблюдаются нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением. При рисовании тех или иных предметов опускаются, не дорисовываются значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.
Занятия рисованием развивают у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также отмечает, что дети выполняют разные действия.
В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на вопросы словосочетаниями, а затем - и предложениями.
Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в механические языковые тренировки. Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые, поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.
Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка заданий. Для детей с ОНР характерны нарушения внимания и понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.
Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.
В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми. Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей, отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность, нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения работы детьми.
Специфика построения занятия определяется психологическими особенностями детей с ОНР - их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью.
Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями, за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно начинать и заканчивать и т.д.
Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное выполнение работы и способствует одновременному решению коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки, регуляция включения в деятельность и ее темпа).
В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты деятельности детей, анализирует их работы. Сначала воспитатель говорит о том, что сегодня делали дети (или чему учились): «Сегодня дети учились рисовать шарики. Все нарисовали много шариков. Шарики получились разные: синие, желтые, красные и зеленые». Затем воспитатель дает оценку. На первый план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную величину предмета и т.д. В оценку обязательно учитывается правильность выполнения работы в соответствии с заданием.
2020