Актуальные вопросы дошкольного образования

Солдатова О.О. Формирование представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Библиографическое описание:

Солдатова О.О. Формирование представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Природные ресурсы имеют огромное значение для комфортной жизни людей, они являются основным источником энергии на Земле. С развитием научно-технического прогресса природные ресурсы стали исчерпываться с огромной скоростью. Запасы их ограничены: ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет. Чтобы замедлить этот процесс, уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представления о природных ресурсах в общем и о способах их бережного использования и экономии.

(Рисунок 1. Природные ресурсы)

Основными компонентами природных ресурсов являются.

1) Водные ресурсы – водные запасы.

2) Земельные ресурсы – ресурсы, используемые или предназначенные к использованию в сельском хозяйстве.

3) Лесные ресурсы – сырьевые (используемые для получения древесины), а также леса различного назначения – оздоровительные (санитарно-курортные).

4) Минеральные ресурсы – все естественные составляющие литосферы, используемые или предназначенные к использованию в производстве продуктов и услуг.

5) Энергетические ресурсы – совокупность всех видов энергии: солнца и космоса, термальной, гидроэнергии, ветроэнергии и т.д.

6) Биологические ресурсы – к ним относятся промысловые объекты (запасы рыбы), культурные растения, домашние животные, ресурсы животного мира (запасы пушного зверя в естественных условиях) и др.

С развитием технологий человек нанес окружающей среде серьезный урон. Именно поэтому нужно формировать представления о бережном использовании природных ресурсов и их экономии уже с раннего возраста, чтобы сформировать осознанное отношение к природе и воспитать экологически культурного человека.

(Рисунок 2. Экологическое воспитание)

Дошкольный возраст – подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности.

С вопросами экономии и бережливости ресурсов ребенок дошкольного возраста сталкивается в своей жизни достаточно рано: в семье дети постоянно вовлекаются в ее экономическую деятельность, совместно с родителями экономя воду, свет, тепло в квартирах. В этом возрасте интенсивно развиваются моральные чувства у детей, усваиваются нормы и правила поведения, формируются черты характера и моральные навыки, начинают складываться взаимоотношения с взрослыми и ровесниками.

Чем раньше начать учить детей беречь свою одежду, игрушки, мебель, посуду и другие вещи, тем быстрее они становятся аккуратными, у них формируется уважение к труду взрослых, нетерпимость к неряшливости. Ребенок как можно раньше должен усвоить мысль: все, что необходимо для жизни людей, создается трудом. В каждую вещь вложен труд, поэтому, обращаться с ней неаккуратно, ломать, не беречь – значит не уважать усилия тех, кто создал ее.

На наш взгляд – это стихийное усвоение ребенком основ экономии и бережливости, данное направление требует систематической целенаправленной педагогической работы.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. По мнению многих исследователей дидактическая игра является одним из эффективных методов формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природных ресурсах.

(Рисунок 3. Дидактические игры в саду)

Использование дидактических игр при ознакомлении с природными ресурсами позволяет детям:

– определять и называть природные ресурсы;

– овладеть способами бережного отношения к природным ресурсам и экономного их расходования;

– сформировать умение определять, как и где они используются и др.

На данный момент нет готовой разработанной системы дидактических игр по данному направлению. Поэтому мы считаем, что педагогическая практика нуждается в разработке такой системы.

Первым этапам нашей работы было выявление уровня сформированности представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило на базе МБОУ Одинцовская гимназия № 7 дошкольном отделении №55. В исследовании принимали участие воспитанники старшей группы в количестве 20 человек. Так как не удалось в литературе найти готовой диагностической методики по выявлению уровня сформированности представлений о природных ресурсах и необходимости их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста, нами была разработана диагностическая беседа на тему «Природные ресурсы: способы их сбережения и экономии» для детей старшей группы (5-6 лет).

В результате диагностики были получены следующие количественные данные, представленные в таблице.

(Таблица 1. Результаты вводной диагностической беседы)

Таким образом, изучив данные, полученные в ходе первичного исследования, мы пришли к выводу, что уровень сформированных представлений о природных ресурсах и способах их бережного использования среди испытуемых невысок, поэтому следует разработать материалы по их повышению. На основе анализа уже имеющихся в литературе дидактических игр о природных ресурсах для детей старшего дошкольного возраста нами была составлена картотека данных игр.

Отобранные игры были нами систематизированы по следующим направлениям:

(Рисунок 4. Электричество)

(Рисунок 5. Вода)

(Рисунок 6. Лесные ресурсы)

(Рисунок 7. Энергия ветра)

(Рисунок 8. Солнечная энергия)

В результате целенаправленной работы с использования системы предлагаемых нами дидактических игр у воспитанников должны быть:

· сформированы элементарные представления о природных ресурсах, нужных человеку и способах их бережного использования (электричество, вода, лесные ресурсы, солнечная энергия, энергия ветра);

· сформированы представления о том, как и где используются природные ресурсы;

· развито стремление и навыки рационального потребления природных ресурсов;

· воспитаны экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность, экономность) потребности в сохранении и приумножении природных богатств.

Работа проходила следующим образом. Игры проводились с подгруппами детей под руководством воспитателя (по 5 человек) в течении двух недель, каждый день в утренний отрезок времени до занятий, в вечерний отрезок времени после сна перед полдником и после полдника.

Также в свободное время дети использовали игры в самостоятельной игровой деятельности. Наиболее привлекательными для детей оказались игры на тему «Электричество» и «Лесные ресурсы».

Через две недели мы провели повторную диагностическую беседу на тему «Природные ресурсы: способы их сбережения и экономии» для детей старшей группы (5-6 лет).

В результате диагностики были получены следующие количественные данные, представленные в таблице.

Таким образом, изучив данные, полученные в ходе вторичного исследования, мы пришли к выводу, что уровень сформированных представлений о природных ресурсах и способах их бережного использования среди испытуемых стал выше, это видно по результатам.

(Таблица 2. Результаты вторичной беседы)

Мы считаем, что разработанные нами дидактические игры можно использовать как на занятиях и в процессе нерегламентированной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, и в процессе индивидуальной работы. Эти игры помогут сформировать представления о природных ресурсах и способах их бережного использования у детей старшего дошкольного возраста, и закрепить уже имеющиеся знания.

Библиографический список

1. Алескина, А. А. Экология и природопользование: учебное пособие / А. А. Алексина. – Москва: Инфра-М, 2003.

2. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников: Дошкольная педагогика / Т. В. Волосникова. – Москва: АРКТИ,

3. 2005. – № 6.

3. Егорова, Н. В. Авторская программа по воспитанию положительного отношения детей 6-7 лет к природе «Человек – природе друг» [Электронный ресурс] / Н. В. Егорова. – Москва: Дошкольное образование. – 2018. – № 5. – Режим доступа: https://урок.рф/library/avtorskaya_programma_chelovek_prirode_drug_vos_184853.html. – Дата доступа: 20.09.21
2023-04-06 16:47 2023