НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Павлова Т. Н. Экологическое образование в дошкольном образовательном учреждении

Оригинaл материала размещен в выпуске № 9 (59) https://f.almanah.su/59.pdf



«Если вы хотите научить ребёнка логически мыслить, ведите его в природу»

К.Д. Ушинский

В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития, накопление опыта гуманного отношения к живой и неживой природе, формирование основ экологически целесообразного взаимодействия с природой.
Экологическое образование в современном мире не зря считается приоритетным. Только мы – взрослые, имея положительный или негативный опыт общения с окружающим миром, можем научить детей жить в нём, сформировать экологическое сознание, систему ценностей.
В детском саду мы знакомим детей с предметами и явлениями окружающего мира, обогащаем и конкретизируем их. Живые объекты всегда вызывают у детей большой интерес. Многих из них мы можем наблюдать дома, в детском саду, на улице. Взрослые, на примере своего общения с окружающим миром, формируют у ребёнка очень важные качества личности: доброту, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание оказать посильную помощь, или безразличие, жестокость, грубость, которые могут проявляться по отношению как к окружающей его природе, так и к сверстникам, и взрослым.
Экологическая грамотность, бережное отношение к природе – залог выживания людей на нашей планете.
Изучая программно-методическую литературу и наблюдая за детьми в процессе работы на занятиях и в совместной деятельности, я сумела вычленить следующую проблему – наши дети экологически не воспитаны, т.е. не у всех проявляется доброжелательность к живым существам, не все понимают целостность природы. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам природы и достижениям, созданным руками и умом человека. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие и т.д.
Перед собой я поставила цель: «воспитание гуманной и социально-активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Для реализации цели наметила следующие задачи: развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правила поведения в ней.
1.                Формировать умение разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
2.                Накопить у детей эмоционально-позитивный опыт общения с природой.
3.                Воспитывать интеллектуальные и эмоциональные качества.
Для изучения личностных возможностей каждого ребенка, уровня развития, интереса, склонностей, уровня знаний по экологии начала работу с педагогической диагностики.
Использовала метод индивидуальной беседы, включающий три части:
- В первой выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности, как важнейшем условии жизни организма.
- Во второй акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии.
- В третьей выявляются представления о приспособлении живых существ к различным средам обитания.
Вышла на три уровня. В начале года процент был маленький, а в конце года он значительно возрос.
На основе результатов планировала работу на занятиях, где использовала такие методы и приемы: наблюдение за птицами, за людьми, за погодой, за комнатными растениями, за животными, за посадкой лука и цветами на клумбе. Рассказывала детям сказки, читала рассказы, где животные или растения разговаривали, радовались и страдали, вели себя, как люди. Ребенку легко воспринимать живые растения на равных, очень важно не пропустить этот период в жизни ребенка и использовать в целях экологического воспитания, воспитание эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней. При непосредственном общении с природными объектами, наблюдениях за ними, чтение художественной литературы возникают суждения, касающиеся различных сторон живых существ. Детей интересуют разные вопросы.
Раскрывала понятие «живой организм». Живые – это люди, животные, растения. Они живут, растут, развиваются, рождают таких же. Живое может существовать, если не повреждены его органы, не нарушены связи со средой обитания. На основании этого в свою работу я включала дидактические и подвижные игры, ведь в игре ребенок не только играет, но и учится чему-либо. Для создания эмоционального комфорта использовала экологические игры, в которых закрепляла знания о частях тела животных, учила узнавать предмет с помощью анализаторов. Проводила беседы, помогающие детям расширить их продуктивные и созидательные возможности. Например, беседы на тему «Что изменилось в нашей одежде?», беседы, направленные на закрепление природных явлений, о диких животных, как им живется зимой в лесу, почему на деревьях нет листочков и т.д. Все это помогает ребенку снять напряжение, мобилизовать на занятие.
С целью развития интеллектуальных возможностей на занятиях вводила проблемную ситуацию, ведь отношение детей к живому отличается повышенной эмоциональностью и познавательной направленностью. Детей привлекают особенности движений, голосовых сигналов, способы поведения животных, их реакция на возникшую опасность. Дети проявляли чувства сострадания. Также использовались задания на развитие гуманных отношений к окружающему миру, это все способствовало к приобщению дошкольников к экологической культуре. Чтобы заинтересовать ребят на занятии и дать им больше возможностей оказывать помощь друг другу, использовала групповые формы работы, а затем происходило деление на микрогруппы, в которых предполагалась деятельность каждого ребенка, здесь дети общались, учились взаимопомощи.
Даже на прогулке работа продолжалась: дети узнавали многое о природных явлениях, какие деревья и кустарники растут на участке, их название, как называются растущие на клумбе растения. Все это, несомненно, откладывалось в их памяти, вызывало любознательность.
Дети узнали, что существует праздничный день земли, который отмечается 22 апреля – это напоминание людям об их отношении к окружающей среде. В этот день сажают деревья, убирают мусор, слушают песни, воспитывающие красоту окружающего мира и конечно же, рисуют рисунки, вместе с детьми проводили опыты. У детей всегда много «почему?». И каждое «почему» нужно доказать наглядно. Почему снег тает? Или откуда прилетела снежинка?
Также дошколята узнали, что существуют знаки не только для машин, но и для природы, на них мы увидели, что можно делать, а что нельзя. Узнали, что любой живой организм включен в сложную цепь природного взаимодействия, и его потеря может вызвать непредвиденные последствия.
Проводила эколого-психологический тренинг.
1.                Он формирует, развивает экологические установки у детей. Например: нет «вредных» и «полезных» насекомых.
2.                Корректирует цель взаимодействия ребенка с природой. Например: дерево ценно не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе.
3.                Обучает умениям и навыкам взаимодействия с природой. Например: не кричи в лесу, потому что это чужой дом.
4.                Развивает восприятие ребенка при контакте с природой. Например: обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы.
5.                Расширяет индивидуальные экологические пространства ребенка. Например: живые не только я, мама, но и подорожник, сорока.
Анализируя результаты занятий, выявила недостатки и планировала с теми детьми индивидуальную работу. Проводила ее в играх, где не только закрепляла прошедший материал, но и давала новые знания о неживой природе, как источнике и условии существования живого. Использовались игры, где закреплялось умение систематизировать животных по среде обитания, по покрову тела, по способу передвижения.
Для того, чтобы ребенок воспринимал идеи заботливого отношения к окружающему миру, необходима поддержка родителей. Родители все разные, одни уделяют детям достаточного внимания, другие – нет. Но все-таки ставила цель – сделать родителей союзниками. Для них в уголке вывешивались консультации и приметы, загадки и стихи о природе, животных. Проводились открытые занятия, куда приглашались родители. Также проводились родительские собрания.
Результатом моей педагогической деятельности считаю: мои воспитанники научились
- понимать свою роль в окружающем мире;
- осознавать последствия своих действий;
- иметь представление о законах природы.
Я считаю, что экологическое образование выражается в гуманно-ценностном отношении к природе. Мы должны воспитать гражданина, который понимает законы природы, место и роль, старается жить в гармонии, мыслит глобально, а действует локально.

Библиографический список

1.                Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: «Детство – Пресс», 2000 – 240 с.
2.                Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
3.                Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

4.                Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с
5.                Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
6.                Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.
7.                Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
2022