Актуальные вопросы начального общего образования

Фомина Т.Ю., Волокитина Е.С., Карпова Л.А. Формирование предпосылок универсальных учебных действий в предшкольном образовании

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Аннотация: в статье говорится о том, что успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий. А так же в ней даны некоторые рекомендации по формированию предпосылок УУД на предшкольной ступени образования, приведены некоторые варианты игр, упражнений, направленные на развитие наблюдательности, способности управлять своим вниманием.
Annotation: the article says that the successes of modern school education depend to a considerable extent on the level of the child's preparedness in the preschool years, including the correct formation of the prerequisites for UAL. And it also gives some recommendations on the formation of prerequisites for educational activities in the pre-school education stage, some variants of games, exercises aimed at developing observation, ability to control one's attention are given.
Ключевые слова: дошкольное образование, ребёнок, занятия, универсальные учебные действия.
Key words: preschool education, child, classes, universal educational activities.
В марте 2010 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», целью которой является усиление требований к дошкольному образовательному учреждению, решению им задачи обеспечения воспитания, развития, обучения детей дошкольного возраста.
Программа опирается на российские научные теории и концепции о закономерностях развития ребёнка дошкольного возраста, основах формирования позитивного отношения к окружающей среде, социальной и жизненной адаптации ребёнка, реализации его потенциальных способностей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
В настоящее время дошкольное образование и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД). Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки УУД.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию личности ребёнка. УУД обеспечивают способность дошкольника к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Именно социальная зрелость, а не умения читать и считать определяет готовность ребёнка к школьному обучению.
Особенности дошкольного возраста и их принципиальное отличие от возрастных особенностей младших школьников заключаются, прежде всего, в мышлении и ведущей деятельности, то есть той, благодаря которой формируются все психические процессы.
Дошкольникам свойственно наглядно-действенное мышление, которое к концу дошкольного возраста должно преобразовываться в наглядно-образное. В силу психических особенностей возраста, у дошкольников ещё не сформировано и не может быть сформировано логическое мышление, которое отличает младших школьников. Форсирование развития логического мышления не приносит детям ничего, кроме вреда: у них формируется псевдо-логическое мышление, которое очень сложно выправить в период начального обучения. А те важнейшие для будущего школьника мыслительные операции, которые и должны составлять основу логического мышления, остаются несформированными из-за отсутствия достаточного уровня наглядно-образного мышления. То есть из процесса психического развития искусственно вырывается один из важнейших его этапов – грамотно и последовательно сформированное наглядно-образное мышление.
Дошкольное детство – период возникновения и расцвета игры, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевой.
Рекомендации по формированию предпосылок учебной деятельности на предшкольной ступени образования:
·                        использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу»;
·                        доброжелательное и уважительное отношение педагога к воспитанникам;
·                        поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный;
·                        использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;
·                        адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать воспитанник, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности воспитанника (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).
Выбор заданий зависит не столько от возраста, сколько от уровня развития ребенка. Одно и то же задание может оказаться непосильным для детей 6 лет и легко выполняться четырехлетними. Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими.
Занятия по формированию предпосылок учебной деятельности не должны быть продолжительными, чтобы ребенок не устал и завершил начатую работу. Чередуйте игры, упражнения, требующие максимальной речевой активности, с заданиями, которые могут выполняться без участия речи (конструирование, рисование). Если занятия начались с каких-то устных логических заданий, с разучивания стихов и т.п., полезно продолжить их, например, лепкой. Занятия по счету могут смениться прослушиванием сказки или рассматриванием картинок.
Начинать лучше с того, что заведомо по силам ребенку, чтобы создать у него уверенность и хорошее настроение. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь. В одних случаях это организующая помощь — взрослый лишь мобилизует внимание ребенка, активизирует его. Для малыша полезна эмоциональная стимуляция, одобрение: надо заразить его желанием выполнить задание. Ребенку более старшего возраста нужна словесная регулирующая помощь. Но необходимо помнить, что в процессе занятий не следует быть слишком многословным с целью убедить ребенка в необходимости произвести то или иное действие. Помощь должна быть дозированной.
Когда основные трудности уже преодолены, необходимо привлекать к участию в играх сверстников. Совместные занятия положительно влияют на формирование характера, личности ребенка, учат общению, которое ему так необходимо.
Для занятий нужно выделить специальное место и время. Не переходите к новым заданиям, пока не выполнено начатое, — это способствует формированию волевых качеств.
Занимаясь с детьми, взрослые должны следить за собой, не допускать грубости, резкости — в глазах детей они образец для подражания. Дети копируют старших: их манеру разговаривать, стиль поведения, внешний вид. Очень важно быть последовательным в своих действиях и поступках.
Таковы лишь некоторые общие рекомендации к занятиям.
Приведём некоторые варианты игр, упражнений, направленные на развитие наблюдательности, способности управлять своим вниманием.
Задания «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
1.        (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2.        То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
Вариант. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
1.        На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
2.        Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, то есть так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Задания для коррекции внимания
Возьмите страницы из старой, негодной к употреблению детской книжки и вырежьте куски текста (без иллюстраций). Объем текста — в пределах 15—19 строк. Если дети еще не знают буквы, то можно предложить им вычеркнуть или подчеркнуть в тексте все кружочки (букву О). Если какие-то буквы уже знакомы, то именно с этими буквами и нужно упражняться. Сначала вычеркивается во всем тексте только одна буква. Важно, чтобы ребенок не пропустил в строках эту букву и не вычеркнул другую. Затем усложните задание, предложив одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать. Другой вариант: одна буква подчеркивается красным карандашом, другая зеленым и т.д. Продолжительность занятия зависит от возраста и усидчивости ребенка. Начинайте с 5—7 минут. Постепенно делайте занятия более продолжительными, увеличивая количество строк в тексте. Увеличение объема текста и отсутствие ошибок будут служить показателем эффективности работы. Так как на каждом занятии меняются тексты и инструкция (сегодня одну букву вычеркиваете, завтра другую подчеркиваете и т.д.), задание воспринимается ребенком как новое, и не наступает пресыщение.
•          Заготовьте лист с цифрами от 1 до 5 в произвольном порядке, с повторением отдельных цифр (всего от 3 до 6 строк). Предложите ребенку, например, вычеркнуть все цифры 4 или 1. При усложнении задания он должен вычеркнуть цифру 3 и подчеркнуть цифру 2 и т.п.
•          Другой вариант. Нарисованы предметы: ведро, матрешка, мяч, кукла и т.д.; всего 8 строк. Предложите ребенку сначала подчеркнуть все мячики, потом вычеркнуть все ведра и т.д.
•          Ребенок должен расставить соответствующие значки в нарисованных на листе фигурах. Более сложный вариант: заштриховать все фигуры так, как показано в образце.
•          Предложите ребенку рассказывать стихотворение и одновременно рисовать карандашом вертикальные палочки на листе бумаги. Другой вариант: подчеркивать букву О и считать удары (взрослый ударяет по столу карандашом через одинаковые интервалы).

Литература

1.       Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
2.   Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Предшкольная пора»: воспитание, развитие, обучение детей 5-6 лет / [Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова, С.А. Козлова и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с. – (Предшкольная пора).
levlik.1975@mail.ru
+7-900-599-91-51 Волокитина Елена Сергеевна
2018