Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Байгузина Е.В. Формирование математической и читательской грамотности на уроках английского языка у обучающихся начальной школы: на примере УМК «Английский в фокусе» Spotlight

Библиографическое описание:

Байгузина Е.В.Формирование математической и читательской грамотности на уроках английского языка у обучающихся начальной школы: на примере УМК «Английский в фокусе» Spotlight // Образовательный альманах. 2023. № 4 (66). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/66-1.pdf

В настоящее время в школе происходят большие перемены, так с 1 сентября 2022 года произошло обновление работы на основе документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

В документе прописано, что ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.

Важнейшая задача современного школьного образования - это формировать у ребенка желание и умение овладевать новыми знаниями, развивать способность строить дальнейшее направление собственного образования. Иными словами, обучающиеся должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Так как же эффективно провести урок по английскому языку по новым требованиям, как сформировать функциональную грамотность на уроках иностранной речи?

Начнем с определения функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это основополагающее понятие в образовательном процессе, которое отражает способность человека использовать полученные навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом.

Основной задачей учителя становится стимуляция речемыслительной активности учащихся, предвидение и создание ситуативности обучения, моделирование учебной ситуации, которая сориентирует учащихся на применение спонтанной речи.

Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях. Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.

Отсюда, делаем вывод: уроки английского языка формируют все виды функциональной грамотности учащихся.

Анализ учебного материала на примере УМК Английский в фокусе для 2-4 классов показал, что одним из направлений формирования функциональной грамотности становится математическая грамотность.

Математической грамотностью является способность человека мыслить логически и математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических (жизненных) контекстах.

В соответствии с положениями ФГОС, предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

· «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

· приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач».

Английский язык и математическая грамотность, на первый взгляд, далеки друг от друга, но это не так. Именно эти навыки формируются на уроках английского языка у учеников начальной школы.

Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 10. Обучающиеся учатся производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки.

В 3 классе обучающиеся учатся считать до 100. Знание чисел на русском языке помогает им запомнить числительные от 11 до 100. Они не только запоминают числительные, но и применяют их на английском языке.

После ознакомления с математическими знаками «plus», «minus» обучающиеся могут выполнять примеры на сложение и вычитание.

Знание числительных помогает им при описании возраста своих родственников и друзей, а также, рассказывая о себе, они могут назвать свой возраст и класс обучения. На данном этапе обучающиеся учатся производить простые вычисления и составлять диалоги о посещении магазина, покупке игрушек, уметь описать возраст своих друзей, членов семьи и рассказать о себе.

В 4 классе ученики получают навыки сравнения разных вещей, понимают и отвечают на вопрос «Сколько время?» Они решают вопросы того, во сколько нужно выходить из дома, чтобы не опоздать в школу или во сколько необходимо садиться за уроки, чтобы успеть выполнить все задания, и в какое время необходимо ложиться спать.

Английские банкноты и монеты вызывают живой интерес у детей, как с точки зрения знакомства с номиналом банкнот иностранного государства, так и с точки зрения развития необходимых коммуникативных и счётных навыков. Таким образом, у них появляется возможность сравнить, например, стоимость плитки шоколада в нашем супермаркете и в Великобритании.

Порядковые числительные помогают в описании спортивных соревнований, результатов участников и распределении мест между ними. Перед обучающимися ставится задача произвести простые вычисления на иностранном языке, составить и разыграть диалог о посещении каких-либо событий, покупке товаров народного потребления, уметь описать спортивное соревнование, концерт, составить рассказ о посещении кафе, стоимости и оплате заказанных блюд и др.

При формировании математической, и в целом функциональной грамотности, на уроках используются различные педагогические технологии обучения:

· Технология критического мышления

· Технология проблемного обучения

· Проектная технология

· Игровая технология

· Информационно-коммуникативная технология

Таким образом, проведя анализ содержащихся заданий в учебниках, учебных пособиях и рабочих тетрадях, мы приходим к выводу, что они содержат множество средств, позволяющих развить математическую грамотность на уроках английского языка, формируют навыки практического применения.

На уроках английского языка учитель уже работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности, одним из важнейших является формирование читательской грамотности.

Часто говорят, что чтение - это одно из истинных удовольствий жизни. Однако чтение на своем родном языке - это одно, а чтение на другом языке - совсем другое, что влечет за собой определенные трудности для учащихся.

Чем же понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении. Функциональное же чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи, выполнения определенного задания и т.д.

Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.

Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.

Выделяют три группы читательских умений.

· Ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

· Преобразование и интерпретация текста (умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.).

· Оценка информации (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.).

Овладение этими умениями и означает овладение смысловым чтением, которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.

Далее хотелось бы продемонстрировать различные приемы и задания, которые составляются к текстам из УМК линейки Spotlight, используемым на начальном этапе обучения.

Один из приемов - «Ассоциации». Обучающимся предлагается прочитать заголовок текста и ответить на вопросы: О чём может пойти речь в тексте? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание...? Из какого источника могла быть взята эта информация?

Следующий прием - «Ключевые слова». Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов/фраз и выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как данная лексика может применяться к контексту. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.

Прием «Кластер» может быть использован на разных этапах урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала, на стадии рефлексии - для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Одно из самых распространенных заданий - прием «True/ False/ Not Stated» («Верно/Неверно/Не указано»).
Оно направлено
на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.

Прием «Пазлы»: учитель предварительно делит текст на несколько частей и перемешивает их. Ученики должны восстановить предложенный им текст в нужной логической последовательности. Обучающиеся могут работать в группах или индивидуально.

Приём восстановления/заполнения пропусков «Close» используется для работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущены некоторые слова или информация. Задача учащихся восстановить деформированный текст и подобрать пропущенные по смыслу слова исходя из контекста. Этот прием может быть использован только для развития умения чтения с полным пониманием информации, т.к. заполнение пропусков невозможно без понимания всех перечисленных в тексте деталей.

Прием «Множественный выбор» направлен на то, что учащиеся выбирают правильную информацию.

Прием «Дефиниции»: учащиеся соотносят слова, которые встречают в тексте, с их значениями, или дефинициями.

Это, конечно же, далеко не все приемы, которые мы используем на уроках английского языка в начальной школе: прием «Предположения», прием «Видеоматериалы», прием «Работа со словарем», прием «Вопрос - ответ», прием «Угадай слова», прием «Слушаем и читаем», прием «Слушаем и повторяем», прием «Рифмы», прием «Поиск грамматических форм и конструкций», прием «Замена дефинициями», прием «Ошибки», прием «Эхо», прием «Диктант-фантазия», прием «Бинго», прием «Дискуссия», прием «Заучивание», прием «Логический/хронологический порядок», прием «Определение жанра», прием «Что если…», прием «Ответы на вопросы», прием «Озаглавь текст», прием «Изменение временной формы», прием «Придумай концовку текста».

В заключение следует сказать, что достичь развития функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами.

Развитие функциональной грамотности действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение и ведет к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.

Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Подводя итоги по всему вышесказанному, уместно использование формулы, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:

Овладение = применение знаний на практике + последующее их усвоение для жизни.

Цель учителя - научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты и события принимать решения, действовать.

Таким образом, проанализировав задания учебника, учебных пособий, рабочих тетрадей мы выяснили, что они имеют множество средств развития функциональной грамотности, что является нашим обязательным условием работы.

Библиографический список:

1. Воронина К. В. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / Молодой ученый. - 2020. - № 5

2. Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. URL

3. Письменная Л., Янкевич М. Культура. Работа со сплошным текстом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1hAAqir-39-drK1Tcbpr1scMddBZ-2OUHQTq7TIPhKOs/edit?pli=1

4. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

5. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие. - Самара, 2019
2023