Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Сологуб О. К. Нейрокоррекционный компонент в логопедической работе со старшими дошкольниками «Сказ о том, как создавался флот речевой и отправлялся в плавание нейрокоррекционное»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

Актуальность применения нейрокоррекционных технологий обусловлено тем, что на сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в поведении и обучении: гипер- и гипо- активность, повышенная истощаемость, неусидчивость, отвлекаемость, отсутствие внимания, снижение адаптационных механизмов ребенка, задержки и искажения психоречевого развития. В последнее десятилетие психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Это явление становится массовым.
Согласно исследованиям нейропсихологов мозг у современных детей развивается ассиметрично и в результате получается совершенно другая работа мозга, даже речь у этих детей развивается иначе. Но современные дети не хуже, не глупее, они просто другие и, соответственно, учить таких детей нужно совсем по-другому.
Задачу сохранения и укрепления естественного природного здоровья ребенка и восстановления дефицитарных функций мозга сегодня берет на себя практическая детская нейропсихология. она протягивает руку помощи логопедам-практикам, предлагая целый арсенал нейрокорреционных технологий, позволяющих развить и компенсировать высшие психические функции головного мозга, многие из которых я стараюсь применять в своей образовательной деятельности.
И, оказалось, использовать эти технологии можно весело, легко, увлекательно. Мы с ребятами придумали свою морскую историю путешествий, приключений. Морская тема объединяет единым содержанием разнообразные виды деятельности на логопедических занятиях и нашла отражение в стихотворном изложении.
Наука движется вперёд
И счастлив должен быть народ.
Но, как всегда, мы вновь узнали
Две стороны одной медали:
- Хирургов родовспоможенье,
- Методик ранних продвиженье,
-И гаджетами увлеченье.
- Малюток ставят в ходунки,
а надо им самим идти!
Нет в зонах речи и движенья природного соединенья.
Задвинут вдаль онтогенез - развитие пошло вразрез.
И в 19-м году речь в норме ставлю по нулю.
Что же делать, как мне быть,
как тут делу подсобить?
Чтобы 60 ребят говорили все «5»?!
И тогда наш Адмирал на совете всем сказал:
Речевому флоту быть! А иначе мне не жить!
Будем мачты поднимать – будем флот сей оснащать!
Впереди нас ждёт успех! Нынче всех свистать наверх!
И работа закипела!
Редко кто сидел без дела.
Разбирали, выносили,
Красили и вновь белили,
Настилали, прикрепляли,
Прибивали, отмывали, Заносили, расставляли,
Вешали и убирали, Выбирали, покупали…
Под конец же все устали.
Но! Свой у дела есть венец – кабинета образец!
Назван он – «К а ю т - к о м п а н и я»
Для морского понимания!
Палубу стелили дружно – ровно, гладко, не натужно.
Покрашены борта в цвет неба, начищены все якоря.
По ветру распустился парус – он мчит нас в дальние моря!
Чтоб глаз детский выделял моря яркого сигнал,
На двери кают – компании появился сей Ш Т У Р В АЛ!
Гордятся юнги белым флагом – Андреевским Российским стягом.
Атрибутика важна развитью детского ума.
Рында, чайки, круг, волна,
якорь, брошенный до дна.
Грот-стеньг мачта, стаи рыб, матроса хвостика загиб.
Иллюминатор и песок, что греет толстым крабам бок.
Как место звуков нам узнать?
Будем рыбок разделять!
Рифы, скалы огибая, мчит эскадра звуковая.
Вперёд её капитан поведёт
И каждое судно он сам назовёт:
Гласный корабль – идёт впереди;
«Твёрдый» и «мягкий» - чуть позади.
«Звонкий – глухой» не отстаёт,
Все слышат команду: «Только вперёд!»
Чтоб до берега дойти – светит нам маяк в пути.
И маяк тот не простой, а учебный, слоговой.
Мы сами в пути ведём наблюденья,
Погоды, природы найдём измененья.
Задвинут барометр дальше за шкаф,
Нам лучший помощник - фланелеграф.
Поведёт по морю нас нарисованный компас.
Всё готово для похода.
Держит курс, который дан,
Боевой ваш капитан!
Планы, карты, положенья – всё получит продолженье.
Выверен был каждый шаг, знаний поднимаем флаг!
В начале похода методик кисель
Водил и водил в мозгу карусель.
Чтоб вязкость пропала в начальный момент,
Я поняла – нужен новый акцент.
Поймала за хвостик ингредиент,
Зовется он просто – нейрокомпонент.
Я на знанья не скупилась, с коллегами вовсю делилась.
Коллектив свой подковала – о нейронах рассказала.
Сели все за круглый стол и вели спецразговор:
Про детишек с ОВЗ, про суперигры на столе;
Про зарядку язычку,
Про Кюблер Росс Элизабет петлю.
Проблемы развитья, новинки науки
Преподносились легко и без скуки.
Сокровищ в походе мы не искали,
А сразу на борт те сокровища взяли.
Строем на борт вся команда входила,
Маршруты движения свои получила.
Структура дефекта в работе важна,
И каждому юнге очень нужна.
Этапы работы укажет она,
Чтоб нужных методик выбрать сполна:
Семенович, Абрамович, Коноваленко, Гомзяк,
Теремкова, Соколова – и ещё методик пять.
Нищева, Каше, Ткаченко, Филичёва и Сидоренко.
Если всех перечислять – буду до ночи читать.
ФГОС я не забуду – на него равняться буду!
Команда моя собралась для похода,
Звук рынды отмашку даёт для отхода.
Много в каюте приёмов скопилось,
И главное, в рейде нам всё пригодилось!
Начинаем по порядку – подкорку ставим на зарядку.
Пьём воды чистейшей глоток – чтоб побежал в полушарии ток.
И тогда пройдёт без запинки кинезиологическая разминка.
Чтобы зарядке в мозгу сохраниться,
Стопа у ребёнка должна заземлиться.
Чтоб не сползали детишки со стула,
Тяжелым колечком лежит пёсик Була.
Давленье коленям он создаёт,
Вертеться, крутиться никак не даёт
А хочется прыгать, нет мочи сидеть,
На мяч-прыгуне будем телом владеть!
Для стройной фигуры полезен кефир,
Для стройности мысли возьмём балансир.
Проприоцепция в теле живёт,
Нашим матросам скучать не даёт.
Чтоб оживились все ощущенья,
В мышцах рецепторам важно давленье.
Через браслеты, жилеты спецназа,
Их надеваем в день по 2 раза.
Пояс охотника тянет чуть вниз-
Не остаётся следа от каприз!
Средняя линия в теле важна,
Держится в качке команда моя!
Слева - направо мячи переложим,
Межполушарку выровнять сможем.
Азимут стрелка, маршрутов пути,
В работу включаются обе руки.
Трудится штурман в рубке не зря,
Проходы он чертит для корабля.
Резвится рыбок ярких стайка –
Для юнг – двуручная рыбалка.
Хоть на палубе и тесно,
Но всем юнгам хватит места.
Переключим мысли ход,
Возьмём резинки в оборот.
Подведём итог ученья, так сказать, есть заключенья:
Чтобы хорошо учиться, надо ползать научиться.
Чтобы хорошо писать, надо в мячик поиграть.
Чтобы меньше уставать растяжки важно подключать.
Перекрёстные движенья и глазные упражненья
Полушария подружат – комиссуры им послужат.
Не забыть про точки мозга, вспоминать самомассаж.
У Капитана в арсенале есть технологий всех багаж!
В начале пути отставали немного,
Прошу ребятню не судить слишком строго.
После нейроспецзатрат - получился результат.
Матросы все мои старались, в учебе высоко поднялись!
В походе были штиль и бриз, и шквальный ветер,
Но каприз не слыхали на борту – вот что я теперь скажу:
Нужны в походе нам спецы,
Чтоб уверенно и громко прокричать: «Отдать концы!»
Причалить к гавани родной,
И с чистой речью – всем домой!
Закончен сказ про славный флот,
Про долгий речевой поход.
Следующий рейс у нас будет длинней,
Появится много ярких идей!
Для творчества выберу нужный момент,
В работе появится новый акцент!
2020