Сологуб О. К. Нейрокоррекционный компонент в логопедической работе со старшими дошкольниками «Сказ о том, как создавался флот речевой и отправлялся в плавание нейрокоррекционное»
Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf
Актуальность применения нейрокоррекционных технологий обусловлено тем, что на сегодняшний день отмечается тенденция увеличения количества детей с трудностями в поведении и обучении: гипер- и гипо- активность, повышенная истощаемость, неусидчивость, отвлекаемость, отсутствие внимания, снижение адаптационных механизмов ребенка, задержки и искажения психоречевого развития. В последнее десятилетие психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Это явление становится массовым. Согласно исследованиям нейропсихологов мозг у современных детей развивается ассиметрично и в результате получается совершенно другая работа мозга, даже речь у этих детей развивается иначе. Но современные дети не хуже, не глупее, они просто другие и, соответственно, учить таких детей нужно совсем по-другому. Задачу сохранения и укрепления естественного природного здоровья ребенка и восстановления дефицитарных функций мозга сегодня берет на себя практическая детская нейропсихология. она протягивает руку помощи логопедам-практикам, предлагая целый арсенал нейрокорреционных технологий, позволяющих развить и компенсировать высшие психические функции головного мозга, многие из которых я стараюсь применять в своей образовательной деятельности. И, оказалось, использовать эти технологии можно весело, легко, увлекательно. Мы с ребятами придумали свою морскую историю путешествий, приключений. Морская тема объединяет единым содержанием разнообразные виды деятельности на логопедических занятиях и нашла отражение в стихотворном изложении. Наука движется вперёд И счастлив должен быть народ. Но, как всегда, мы вновь узнали Две стороны одной медали: - Хирургов родовспоможенье, - Методик ранних продвиженье, -И гаджетами увлеченье. - Малюток ставят в ходунки, а надо им самим идти! Нет в зонах речи и движенья природного соединенья. Задвинут вдаль онтогенез - развитие пошло вразрез. И в 19-м году речь в норме ставлю по нулю. Что же делать, как мне быть, как тут делу подсобить? Чтобы 60 ребят говорили все «5»?! И тогда наш Адмирал на совете всем сказал: Речевому флоту быть! А иначе мне не жить! Будем мачты поднимать – будем флот сей оснащать! Впереди нас ждёт успех! Нынче всех свистать наверх! И работа закипела! Редко кто сидел без дела. Разбирали, выносили, Красили и вновь белили, Настилали, прикрепляли, Прибивали, отмывали, Заносили, расставляли, Вешали и убирали, Выбирали, покупали… Под конец же все устали. Но! Свой у дела есть венец – кабинета образец! Назван он – «К а ю т - к о м п а н и я» Для морского понимания! Палубу стелили дружно – ровно, гладко, не натужно. Покрашены борта в цвет неба, начищены все якоря. По ветру распустился парус – он мчит нас в дальние моря! Чтоб глаз детский выделял моря яркого сигнал, На двери кают – компании появился сей Ш Т У Р В АЛ! Гордятся юнги белым флагом – Андреевским Российским стягом. Атрибутика важна развитью детского ума. Рында, чайки, круг, волна, якорь, брошенный до дна. Грот-стеньг мачта, стаи рыб, матроса хвостика загиб. Иллюминатор и песок, что греет толстым крабам бок. Как место звуков нам узнать? Будем рыбок разделять! Рифы, скалы огибая, мчит эскадра звуковая. Вперёд её капитан поведёт И каждое судно он сам назовёт: Гласный корабль – идёт впереди; «Твёрдый» и «мягкий» - чуть позади. «Звонкий – глухой» не отстаёт, Все слышат команду: «Только вперёд!» Чтоб до берега дойти – светит нам маяк в пути. И маяк тот не простой, а учебный, слоговой. Мы сами в пути ведём наблюденья, Погоды, природы найдём измененья. Задвинут барометр дальше за шкаф, Нам лучший помощник - фланелеграф. Поведёт по морю нас нарисованный компас. Всё готово для похода. Держит курс, который дан, Боевой ваш капитан! Планы, карты, положенья – всё получит продолженье. Выверен был каждый шаг, знаний поднимаем флаг! В начале похода методик кисель Водил и водил в мозгу карусель. Чтоб вязкость пропала в начальный момент, Я поняла – нужен новый акцент. Поймала за хвостик ингредиент, Зовется он просто – нейрокомпонент. Я на знанья не скупилась, с коллегами вовсю делилась. Коллектив свой подковала – о нейронах рассказала. Сели все за круглый стол и вели спецразговор: Про детишек с ОВЗ, про суперигры на столе; Про зарядку язычку, Про Кюблер Росс Элизабет петлю. Проблемы развитья, новинки науки Преподносились легко и без скуки. Сокровищ в походе мы не искали, А сразу на борт те сокровища взяли. Строем на борт вся команда входила, Маршруты движения свои получила. Структура дефекта в работе важна, И каждому юнге очень нужна. Этапы работы укажет она, Чтоб нужных методик выбрать сполна: Семенович, Абрамович, Коноваленко, Гомзяк, Теремкова, Соколова – и ещё методик пять. Нищева, Каше, Ткаченко, Филичёва и Сидоренко. Если всех перечислять – буду до ночи читать. ФГОС я не забуду – на него равняться буду! Команда моя собралась для похода, Звук рынды отмашку даёт для отхода. Много в каюте приёмов скопилось, И главное, в рейде нам всё пригодилось! Начинаем по порядку – подкорку ставим на зарядку. Пьём воды чистейшей глоток – чтоб побежал в полушарии ток. И тогда пройдёт без запинки кинезиологическая разминка. Чтобы зарядке в мозгу сохраниться, Стопа у ребёнка должна заземлиться. Чтоб не сползали детишки со стула, Тяжелым колечком лежит пёсик Була. Давленье коленям он создаёт, Вертеться, крутиться никак не даёт А хочется прыгать, нет мочи сидеть, На мяч-прыгуне будем телом владеть! Для стройной фигуры полезен кефир, Для стройности мысли возьмём балансир. Проприоцепция в теле живёт, Нашим матросам скучать не даёт. Чтоб оживились все ощущенья, В мышцах рецепторам важно давленье. Через браслеты, жилеты спецназа, Их надеваем в день по 2 раза. Пояс охотника тянет чуть вниз- Не остаётся следа от каприз! Средняя линия в теле важна, Держится в качке команда моя! Слева - направо мячи переложим, Межполушарку выровнять сможем. Азимут стрелка, маршрутов пути, В работу включаются обе руки. Трудится штурман в рубке не зря, Проходы он чертит для корабля. Резвится рыбок ярких стайка – Для юнг – двуручная рыбалка. Хоть на палубе и тесно, Но всем юнгам хватит места. Переключим мысли ход, Возьмём резинки в оборот. Подведём итог ученья, так сказать, есть заключенья: Чтобы хорошо учиться, надо ползать научиться. Чтобы хорошо писать, надо в мячик поиграть. Чтобы меньше уставать растяжки важно подключать. Перекрёстные движенья и глазные упражненья Полушария подружат – комиссуры им послужат. Не забыть про точки мозга, вспоминать самомассаж. У Капитана в арсенале есть технологий всех багаж! В начале пути отставали немного, Прошу ребятню не судить слишком строго. После нейроспецзатрат - получился результат. Матросы все мои старались, в учебе высоко поднялись! В походе были штиль и бриз, и шквальный ветер, Но каприз не слыхали на борту – вот что я теперь скажу: Нужны в походе нам спецы, Чтоб уверенно и громко прокричать: «Отдать концы!» Причалить к гавани родной, И с чистой речью – всем домой! Закончен сказ про славный флот, Про долгий речевой поход. Следующий рейс у нас будет длинней, Появится много ярких идей! Для творчества выберу нужный момент, В работе появится новый акцент!