Актуальные вопросы начального общего образования

Беляева А. В. Организация работы с одаренными детьми в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (35) https://f.almanah.su/35.pdf


Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается. Как найти заветный ключик к его внутреннему миру, вызвать подлинный интерес к обучению? Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.
Одним из вариантов сопровождения развития одаренных детей в школе является реализация программ внеурочной деятельности, которые составляют основную образовательную программу начального, среднего, общего образования в соответствии с ФГОС.
Выделяют несколько видов одаренности:
·          творческая;
·          физическая или психомоторная;
·          коммуникационная;
·          социальная;
·          академическая;
·          интеллектуальная;
·          практическая.
Свою работу с одаренными детьми во внеурочное время планирую следующим способом:
1. Диагностический этап, включает в себя педагогическую диагностику, психологическую диагностику, специальную диагностику и мониторинг динамики развития ребенка.
2. Подготовительный этап, включающий составление индивидуального образовательного маршрута для каждого одаренного ребенка с учетом его особенностей. На данном этапе формирую рекомендации для родителей, учителей-предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.
3. Развивающий этап, включает анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка, а также организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий различными субъектами учебно-воспитательного процесса, организацию мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для одаренного ребенка.
Придерживаюсь следующих принципов работы с одаренными детьми:
·          принцип индивидуализации и дифференциации обучения
·          принцип опережающего обучения;
·          принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
·          принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
·          принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·          принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
·          внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Опыт работы с одаренными детьми показывает, что диагностика детской одаренности является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса. Важно уметь вовремя определить одаренность и дать ей возможность раскрыться. Для этого целесообразно использовать комплексный подход. В своей диагностике я использую различные методы:
·          метод наблюдения за детьми;
·          психодиагностические тренинги;
·          проведение мероприятий по специальным программам;
·          экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
·          организация интеллектуальных и творческих олимпиад, викторин, выставок, спортивных соревнований, конференций;
·          проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик.
На 1 этапе провожу педагогическую диагностику по Л.Е.Журовой, Л.Е. Евдокимовой, А.О.Кочуровой. Получаю дополнительный материал для объективной оценки творческих способностей ребенка. Диагностика дает возможность проанализировать развитие ребенка. На первом родительском собрании предлагаю родителям заполнить анкету, цель которой выявить интересы и увлечения детей. Затем я провожу анкетирование первоклассников, которое помогает выявить уровень их школьной мотивации и познавательной активности.
К концу первой четверти первого учебного года определяю склонности ребенка и составляю карту интересов младших школьников. Использую методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления " Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда. Изучаю сферу физического развития ребенка. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
Внеурочную работу осуществляю на факультативе «Умники и умницы» (1час в неделю). Программа данного факультатива представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю). На занятиях учащиеся знакомятся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность), выполняют задания, которые помогают сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий. Анализируя выполнение ребятами каждого задания, получаю возможность выявить уровень развития памяти, внимания, мышления. Такие занятия помогают подготовиться к олимпиадам.
В 1 классе учащиеся вместе с родителями создают портфолио личных достижений. В папке фиксируются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Каждое портфолио имеет индивидуальное оформление. Ученики сами участвуют в накоплении материала портфолио – анкетирование, дипломы, грамоты за индивидуальное, групповое участие в спортивных, интеллектуальных и творческих конкурсах. Портфолио может состоять из следующих разделов:
·          титульный лист портфолио;
·          «Знакомьтесь, это я»;
·          «Мой класс»;
·          «Мой индивидуальный образовательный маршрут»;
·          «Мои учебные достижения»;
·          «Мои проектные и исследовательские работы»;
·          Пожелания и отзывы.
В конце учебного года портфолио проверяется, анализируется собранный в нем материал. В нашем классе ежегодно проходят парады личных достижений «Школьные годы чудесные».
В результате исследований были выявлены дети с опережающим развитием в различных областях.
К 8 годам дети начинают осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности и особенности ребенок должен осознавать, а учитель должен ему в этом помочь. Поэтому 2 класс – творческий этап. На этом этапе целесообразно организовывать предметные недели, творческие мастерские, олимпиады, конкурсы по предметам, научно-практические конференции.
Наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с одаренным ребенком является создание индивидуального образовательного маршрута. Это проектируемая дифференцированная программа, которая предоставляет учащимся право выбора, разработки и реализации образовательной программы совместно с педагогом. При создании индивидуального образовательного маршрута важно правильно выбрать методы, приёмы, способы деятельности. Особой формой организации деятельности одаренных детей являются индивидуальные проекты различной тематики. Ученик работает над проектом в течение учебного года и должен представить его в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта.

Таблица 1. Карта индивидуального образовательного маршрута развития ученика _ класса

_______________учебный год

Предмет: Исследовательская деятельность

Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание
Собеседование с учителем
сентябрь
2. Формулирование проблемы, целеполагание
Консультация с родителями
октябрь
3. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой
Выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов.
ноябрь-декабрь
4. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования
Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования
январь
5. Выявление возможных путей решения проблемы
Собеседование с учителем
февраль
6. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)
Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением.
март-апрель
7. Обобщение, выводы
Итоговый отчет(статья, доклад, презентация) в виде защиты продукта исследовательской деятельности
май

В ходе работы над проектом важно осуществлять сотрудничество с центрами дополнительного образования («Детский эколого-биологический центр», Дворец творчества детей и молодежи и др.), музеями, библиотеками. Такая работа помогает научиться систематизировать материал, отбирать необходимое для исследовательской работы.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. Подводя итоги работы над проектом важно добиться того, чтобы ребенок смог грамотно оценить свою работу. Для этого целесообразно ответить на следующие вопросы:
·          Какую цель я поставил перед собой в начале учебного года?
·          Какие методы, приемы и способы деятельности я выбрал для достижения цели?
·          Достиг ли я своей цели?
·          Какова эффективность моих действий?
Третий этап – развивающий. Продолжается внеурочная работа по всем видам деятельности. Дети активно участвуют в школьных, республиканских и всероссийских олимпиадах, в интеллектуальных марафонах, в различных конкурсах и викторинах, дистанционных проектах, а также научно – практических конференциях.
В заключении хотелось бы отметить, что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы, отличаются обостренной чувствительностью. Поэтому учитель должен быть доброжелательным и чутким, эмоционально стабильным, иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремиться к постоянному самосовершенствованию. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика. Работа с одарёнными детьми должна представлять собой непрерывный педагогический процесс, пронизывающий все ступени роста и развития детей.

Библиографический список

Барбитова А. Д. Проблема одаренности: от теории к практике. – М.: НОУЦентр «Педагогический поиск», 2009.
Журова Л. Е., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Кочурова Педагогическая диагностика. 1 класс. Русский язык, математика. Комплект материалов. Е. Э.,2011
Холодова О. Юным умникам и умницам, Информатика, Логика, Математика, 1 класс, Методическое пособие, Программа курса РПС, 2009.
Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. -М.: "Просвещение", учебная литература, 1996.
2020