Библиографическое описание:
Формальнова Н.С. Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе с использованием дидактических игр, выполненных в программе PowerPoint // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
Первая ступень формирования здорового образа жизни – это воспитание культурно-гигиенических навыков. Создание условий для прочного усвоения знаний начинается уже в младшем дошкольном возрасте.
Авторы по-разному, трактуют понятие «культурно-гигиенические навыки».
По мнению Алябьевой Е.А., культурно - гигиенические навыки - это доведенное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах.
Согласно точке зрения Белостоцкой Е.М., культурно-гигиенические навыки – это доведённое до автоматизма умение соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания.
Таким образом, культурно-гигиенические навыки включают в себя совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, сохранения здоровья, развития умения организовать процедуры по уходу за собой.
Следовательно, основная цель формирования навыков – это создание благоприятных условий для самостоятельного ухода за чистотой тела (умываться, чистить зубы, мыть руки, причесывать волосы), опрятностью внешнего вида в одежде, доведенными до автоматизма привычками поведения за столом (пользоваться салфеткой во время приема пищи) или в общественных местах (закрывать рот и нос при кашле и чихании).
Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду занимает ключевое место и включает в себя следующие задачи:
- Формировать навыки поведения за столом во время завтрака, обеда, ужина; учиться правильно держать ложку и вилку; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой после приема пищи.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой, носовым платком.
- Формировать предпосылки здорового образа жизни.
- Привлекать родителей к соблюдению навыков личной гигиены дома.
- Обогащать развивающую предметно пространственную среду.
Следовательно, ребенок младшего возраста в дошкольной образовательной организации учится проводить культурно-гигиенические процедуры, такие как: мыть руки с мылом после прогулки (туалета) или перед едой; полоскать рот после каждого приема пищи; пользоваться носовым платком по мере надобности на прогулке или в помещении; пользоваться расческой; использовать салфетку во время приема пищи. Дома ребенок закрепляет навыки использования зубной щетки; принятия душа перед сном; ухаживания за ногтями.
Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в своей работе для закрепления культурно-гигиенических навыков мы используем дидактические игры, выполненные в программе Power Point.
Классифицировать игры можно следующем образом:
1. Мемори «Гигиена».
2. Пазлы «Гигиена».
3. Четвертый лишний «Гигиена».
4. Найди тень «Гигиена».
5. Лото «Гигиена».
6. Домино «Гигиена».
7. Графомоторные дорожки «Гигиена».
8. Заплатки «Гигиена».
9. Лабиринт «Гигиена».
10. Парочки «гигиена».
11. Пластилиновые заплатки «Гигиена».
12. Половинки «Гигиена».
13. Продолжи ряд «Гигиена».
Использование дидактических игр позволяет не только развивать память, мышление, логику ребенка, но и дает простор для проявления самостоятельности и формирует усидчивость, умение довести начатое дело до конца. Такие игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире.
Выполнение игровых заданий по воспитанию гигиенических правил не только постепенно формирует навыки культурной гигиены, но и развивает активный словарь ребенка, мотивирует детей соблюдать правила.
Для развития культурно-гигиенических навыков мы стараемся так организовать игру, чтобы она постепенно становилась частью самостоятельной деятельности ребенка.
Таким образом, мы видим, что при систематической работе детей в дидактических играх у детей дошкольного возраста формируются предпосылки здорового образа жизни через формирование культурно-гигиенических навыков.
Библиографический список
1. Авдеева Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (44). – С. 12-14.
2. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М: Просвещение, 2014. 201 с.
Формальнова Н.С. Формирование культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе с использованием дидактических игр, выполненных в программе PowerPoint // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.
Первая ступень формирования здорового образа жизни – это воспитание культурно-гигиенических навыков. Создание условий для прочного усвоения знаний начинается уже в младшем дошкольном возрасте.
Авторы по-разному, трактуют понятие «культурно-гигиенические навыки».
По мнению Алябьевой Е.А., культурно - гигиенические навыки - это доведенное до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах.
Согласно точке зрения Белостоцкой Е.М., культурно-гигиенические навыки – это доведённое до автоматизма умение соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитания.
Таким образом, культурно-гигиенические навыки включают в себя совокупность образовательных и воспитательных мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, сохранения здоровья, развития умения организовать процедуры по уходу за собой.
Следовательно, основная цель формирования навыков – это создание благоприятных условий для самостоятельного ухода за чистотой тела (умываться, чистить зубы, мыть руки, причесывать волосы), опрятностью внешнего вида в одежде, доведенными до автоматизма привычками поведения за столом (пользоваться салфеткой во время приема пищи) или в общественных местах (закрывать рот и нос при кашле и чихании).
Воспитание культурно-гигиенических навыков в детском саду занимает ключевое место и включает в себя следующие задачи:
- Формировать навыки поведения за столом во время завтрака, обеда, ужина; учиться правильно держать ложку и вилку; пережевывать пищу с закрытым ртом; пользоваться салфеткой после приема пищи.
- Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, полотенцем, расческой, носовым платком.
- Формировать предпосылки здорового образа жизни.
- Привлекать родителей к соблюдению навыков личной гигиены дома.
- Обогащать развивающую предметно пространственную среду.
Следовательно, ребенок младшего возраста в дошкольной образовательной организации учится проводить культурно-гигиенические процедуры, такие как: мыть руки с мылом после прогулки (туалета) или перед едой; полоскать рот после каждого приема пищи; пользоваться носовым платком по мере надобности на прогулке или в помещении; пользоваться расческой; использовать салфетку во время приема пищи. Дома ребенок закрепляет навыки использования зубной щетки; принятия душа перед сном; ухаживания за ногтями.
Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, в своей работе для закрепления культурно-гигиенических навыков мы используем дидактические игры, выполненные в программе Power Point.
Классифицировать игры можно следующем образом:
1. Мемори «Гигиена».
2. Пазлы «Гигиена».
3. Четвертый лишний «Гигиена».
4. Найди тень «Гигиена».
5. Лото «Гигиена».
6. Домино «Гигиена».
7. Графомоторные дорожки «Гигиена».
8. Заплатки «Гигиена».
9. Лабиринт «Гигиена».
10. Парочки «гигиена».
11. Пластилиновые заплатки «Гигиена».
12. Половинки «Гигиена».
13. Продолжи ряд «Гигиена».
Использование дидактических игр позволяет не только развивать память, мышление, логику ребенка, но и дает простор для проявления самостоятельности и формирует усидчивость, умение довести начатое дело до конца. Такие игры уточняют и расширяют представления детей об окружающем мире.
Выполнение игровых заданий по воспитанию гигиенических правил не только постепенно формирует навыки культурной гигиены, но и развивает активный словарь ребенка, мотивирует детей соблюдать правила.
Для развития культурно-гигиенических навыков мы стараемся так организовать игру, чтобы она постепенно становилась частью самостоятельной деятельности ребенка.
Таким образом, мы видим, что при систематической работе детей в дидактических играх у детей дошкольного возраста формируются предпосылки здорового образа жизни через формирование культурно-гигиенических навыков.
Библиографический список
1. Авдеева Н.А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (44). – С. 12-14.
2. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? – М: Просвещение, 2014. 201 с.