НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Рудакова А.Ю. Дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Мой Красноярск!»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 09 (11) https://f.almanah.su/11.pdf


Аннотация.

Игра направлена на обогащение словарного запаса дошкольников. Имеет патриотическую направленность. Является средством речевого развития на разных уровнях (фонетический, лексический, грамматический, связная речь). Игра может быть использована как при проведении непосредственной образовательной деятельности, так и при самостоятельной деятельности детей. Использовать данную игру может любой педагог, заменяя город Красноярск на свой город.
Игра состоит из дидактических упражнений на тему: «Мой Красноярск!», а также лото и игры пексесо.
1.       Дидактическое упражнение: «Достопримечательности Красноярска».
Воспитатель называет или показывает известные места города (цирк, театр, кинотеатр, зоопарк, заповедник, органный зал и т.д.) Детям необходимо определить, о каком объекте идет речь, и найти соответствующую фотографию.
Пример, «Роев ручей». (Это зоопарк города Красноярска.).
«Луч». (Это кинотеатр города Красноярска.)
Второй вариант данного упражнения. Воспитатель называет достопримечательность и демонстрирует фотографию. Дети должны назвать как можно больше слов, связанных с данной достопримечательностью.
Пример, цирк (артисты, арена, клоун, дрессировка и т.д.) Кинотеатр (зал, афиша, билеты, 3D-очки и т.д.) Театр (программа, премьера, представление, билет, амфитеатр и т.д.)
2.       Дидактическое упражнение: «Объяснялки».
Воспитатель задает вопрос (почему?) и кидает мячик кому-либо из детей. Ребенок должен объяснить почему.
Почему в Красноярске стреляет пушка….
Почему на гербе Красноярска изображен лев….
Почему мы любим Красноярск….
Почему из Красноярска можно попасть в другой город….
Почему Красноярск любят туристы…..
Почему в Красноярске появился заповедник….
В городе Красноярске можно узнать очень много интересного о фонтанах потому, что……..
Почему говорят, что в Красноярске фонтаны «поют»…..
3.       Дидактическое упражнение: «Чего нет в Красноярске».
Воспитатель предлагает детям посмотреть различные фотографии достопримечательностей других городов и сказать, чего нет в Красноярске.
Пример предметных картинок: Красная площадь, метро, разводной мост г. Санкт-Петербурга, океанариум, аквапарк, трамвай, троллейбус, Эйфелева башня, Биг Бен, Кремль, электромобиль и т.д.
4.       Дидактическое упражнение: «Узнай по описанию».
Воспитатель предлагает послушать описание одного из мест города Красноярска и правильно его назвать. Затем предлагает ребенку самостоятельно придумать описание, а остальным детям отгадать место Красноярска.
Пример: очень красивое место. Находится за рекой Кача. Здесь город Красноярск хорошо просматривается, как на ладони. В этом месте находится часовня Параскевы пятницы. Каждый день в двенадцать часов здесь стреляет пушка. Её слышно почти во всех концах города….(Караульная гора города Красноярска).
5.       Дидактическое упражнение: «Правда или нет?»
Воспитатель предлагает детям поиграть следующим образом: если согласны с утверждением, то хлопаем в ладоши, если нет – то топаем ногами.
Пример: река в городе Красноярске называется Бирюса. На гербе Красноярска в лапах у льва есть серп. На театральной площади Красноярска есть башня с часами. В Красноярске 8 районов. Заповедник в Красноярске называется Роев ручей. Самое распространенное животное на острове Татышев – это суслик. В городе Красноярске фонтаны пляшут.
6.       Дидактическое упражнение: «Экскурсия для туристов».
Воспитатель предлагает детям поиграть в следующую игру: выбирается экскурсовод, а остальные дети туристы. Затем экскурсоводу предлагается провести для туристов экскурсию по достопримечательностям города. Развешиваются фотографии, картинки достопримечательностей города Красноярска и ребенок-экскурсовод рассказывает туристам про Красноярск.
Пример: гости Красноярска гуляют (где?)….Они любуются (чем?)….Чаще всего посещают (что?)…..Затем гости города идут (куда?)….Также любят плыть на (чём?)…..по реке (какой?)…..С палубы им открывается прекрасный вид (на что?)…. Затем гости возвращаются (куда?)…….
7.       Дидактическое упражнение: «Плывем по Красноярску».
Воспитатель предлагает детям вспомнить реки Красноярска. Дети рассаживаются по кругу, и передавая друг другу мячик, дополняют новым словом предложение про реки города.
Пример: Енисей – река. Енисей – глубокая река. Енисей – красивая глубокая река. Енисей – красивая, глубокая, широкая река. Енисей – красивая, глубокая, широкая река в Красноярске. Кача – сестра Енисея. Кача – младшая сестра Енисея. Кача – младшая любимая сестра Енисея. Кача – младшая любимая сестра реки Енисей. Кача – младшая любимая сестра широкой реки Енисей.

Лото «Мой Красноярск».

Цель: обогащение словарного запаса; развитие памяти, внимания и речи.
Воспитатель раздает игровые поля детям и начинает игру. Называет объект, изображенный на картинке. Игроки ищут его и закрывают, если такая фотография у них есть на поле. Побеждает тот игрок, у которого закроются все картинки на поле. Затем игроки могут поменяться игровыми полями и продолжить игру. Также дети могут играть самостоятельно, выбрав ведущего.
Пример игровых полей (делаются изображения достопримечательностей города)
Например, на первом игровом поле изображено: Органный зал, Смотровая площадка «Царь-рыба», Железнодорожный вокзал, Зоопарк «Роев ручей», Краеведческий музей, Часовня Параскевы Пятницы.
Например, на втором игровом поле изображено: Триумфальная арка, Фонтан «Похищение Европы», Красноярская Эйфелева башня, Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова, Храм Рождества Христова, Поющие фонтаны.

Игра-пексесо (для изготовления игры берутся картинки или фотографии флоры и фауны родного края).

Цель: развитие памяти, внимания; ловкости, быстроты реакции; обогащение словарного запаса; расширение представлений о флоре и фауне Красноярского края.
Изготавливается 27 парных картинок (всего 54). Они перемешиваются и переворачиваются. Дети по очереди открывают картинки и если попадаются одинаковые, то их убирают в сторону. Побеждает тот игрок, у кого наберется больше парных комплектов.
2018