Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf
Социально-экономическое развитие Российской Федерации диктует необходимость обновления системы образования. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2019-2025 годы» [1] и в национальном проекте «Образование» [2] акцент делается на использовании информационных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, объем которых увеличивается с каждым годом, что позволяет значительно расширить потенциал педагогов в сфере обучения детей, качественно обновить образовательный и управленческий процессы, повысить их эффективность.
Новые задачи, решаемые системой образования, требуют модернизации управленческой деятельности в направлении развития ИКТ-компетенции руководителя образовательной организации. Помочь оптимизировать управленческую деятельность руководителя, в условиях постоянно увеличивающегося объема информации, могут информационно-коммуникационные технологии. К числу таких технологий относятся и облачные, используемые для создания, передачи и продвижения информации, а также решения управленческих задач.
На сегодняшний день существует большое количество общедоступных интерактивных сервисов, позволяющих оптимизировать процесс повседневного управления образовательной организацией. Весьма популярной стала система облачных сервисов Google, организующая и оптимизирующая совместную работу всех участников образовательного процесса.
Ежедневно в работе руководителя остаётся актуальной организация планирования текущей деятельности сотрудников и занятости помещений, управление ресурсами и организация каналов связи. Автоматизировать эти и другие процессы способны средства облачных сервисов Google. Сервисы Google позволяют хранить файлы на удаленном сервере и получать к ним доступ из любой точки мира, обмениваться информацией, общаться, создавать опросы, совместно планировать различные мероприятия, а также опубликовывать материалы. Из многочисленных предлагаемых сервисов можно выделить: google-документ, google-почту, google-календарь, google-таблицы и google-формы.
Google-документ предоставляет возможность существенно упростить подготовку важнейших для образовательной организации документов. Например: составить планы работы на год, календарный учебный график, сформировать отчеты. Это возможно благодаря тому, что данный сервис позволяет нескольким пользователям работать над одним и тем же текстовым документом в онлайн режиме. Используя данный сервис, заместители руководителя могу создавать и одновременно вносить изменения в любой документ, что значительно помогает им в работе. Руководитель же образовательной организации получает возможность в режиме реального времени отслеживать ход подготовки документа, вносить свои корректировки. Интерфейс google-документа практически не отличается от текстового редактора Word.
При необходимости формирования общешкольного отчета появляется возможность использования табличного процессора Google. Заместителем директора создается таблица, для заполнения которой предоставляется доступ сотрудникам организации. Такое использование google-таблиц экономит время, при этом снижает вероятность искажения данных при заполнении и формировании сводного отчета, которые часто неизбежны при традиционном способе создания общешкольных документов.
Для организации совместного планирования может использоваться google- календарь, который позволяет организовать:
· совместный доступ администрации (директор, заместителей директора) к календарю;
· совмещение календарей различных пользователей;
· уведомление пользователей о событиях календаря.
При необходимости можно создавать несколько календарей по различным направлениям деятельности. В таком случае возрастает необходимость определять перечень и права пользователей для каждого календаря: организаторы, которые смогут добавлять и изменять информацию и гости, которые будут только читать данную информацию [3].
Использование электронного календаря дает возможность создавать мероприятия, одному пользователю, независимо от другого. При этом всем пользователям сразу видны изменения. Средствами календаря организуется рассылка, то есть напоминание о том или ином мероприятии. Данная функция в настоящее время является актуальной, в связи с большим количеством поступающей информации.
Сегодня одной из актуальных задач управления образовательной организацией также является организация каналов обратной связи. Помочь в этом сможет google-форма, позволяющая обеспечить оперативное взаимодействие руководителя образовательной организации и других участников образовательного процесса по различным вопросам. При помощи google-форм возможно проводить анкетирование с автоматической статистической обработкой результатов.
Таким образом, применяя сервисы Google в управлении образовательной организацией можно оптимизировать процесс повседневного управления образовательной организацией всех участников управленческой деятельности.
Библиографический список
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2019-2025 годы» от 26 декабря 2017 г. № 1642 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/115042/ (Дата обращения: 25.10.2020).2. Национальный проект «Образование» от 24.12.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35566/ (Дата обращения 26.10.2020).
3. Сервисы Google для образования. Часть 1 / Якуба Сергей [и др.]. М.: Издательские решения, 2017. 70 с.
4. Шмотьев А. Ю. Возможности использования GOOGLE-сервисов в образовании // Наука и перспективы: электронный научный журнал. 2017. №3. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29935808 (Дата обращения 28.10.2020).