Актуальные вопросы дошкольного образования

Чениб З.Р. Конспект НОД по воспитанию толерантности в старшей группе "Белая трость. Уроки доброты"

Библиографическое описание:
Чениб З.Р. Конспект НОД по воспитанию толерантности в старшей группе "Белая трость. Уроки доброты" // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Цель: формирование толерантного отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- Расширение представлений о Международном дне Белой трости;

- Формировать представления о нравственных чувствах, познакомить с понятием «милосердие»;

- Развивать представление детей о добре и зле;

- Способствовать воспитанию добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, желание помочь в трудной ситуации;

- Учить высказывать свои мысли;

- Формировать представление детей о роли зрения в восприятии информации.

Уточнить, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить здоровье.

Материал:

- Проектор, экран;

- Презентация «Белая трость»;

- Иллюстрация к игре «Хорошо – плохо»;

- Индивидуальная повязка для глаз на каждого ребенка; ориентиры, белая трость, кубики, мячики, грибочки, шишки.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день ребята!

Отгадайте пожалуйста загадку о части нашего лица:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Правильно, это глаза.

Воспитатель: Я – человек. Как и у всех людей, у меня есть руки, ноги, голова, глаза, уши. Это мои помощники. Они помогают мне узнавать все о мире, в котором я живу.

- Дети, для чего человеку руки? - чтобы брать предметы, рисовать.

- Для чего человеку ноги? – чтобы ходить, бегать.

- А для чего нам нужны глаза? (ответы детей)

Глаза являются одними из самых главных помощников человека.

Глаза помогают видеть все вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Гимнастика для глаз «Носик» (по методике йогов)

Смотрит носик вправо-влево,

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?

Ну, куда мы забрались?

Резко перемещают взгляд вправо и влево

Резко перемещают взгляд вверх и вниз.

Мягко проводят указательными пальцами по векам.

Сегодня я хочу вас познакомить с днём, который весь мир празднует 15 октября. Международный день Белой трости - символа незрячего человека.

Это — не праздник, ребята, это — своеобразный знак беды, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, о помощи и о солидарности.

Слайд:

История белой трости, как символа слепоты, берет начало в 1921 году.

В британском городе Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который после несчастного случая потерял зрение.

Джеймс был в отчаянии. Но однажды он встретил ослепшего солдата, который возвратил ему веру в себя и помог начать ему новую жизнь.

Бигс начал самостоятельно ходить со своей обычной тростью для прогулок, но заметил, что на его черную трость не всегда обращают внимание и не замечают ее ни прохожие, ни водители. Иногда он сам становился источником опасности для других прохожих. Тогда Бигс покрасил трость в белый цвет, чтоб она сразу привлекала внимание окружающих. Мысль была удачной, и Джеймс посоветовал другим слепым сделать то же самое.

Слайд:

Белая Трость – это зеленый свет светофора для незрячих и предупредительный знак для водителей транспортного средства. Если он поднят, водители должны остановиться и в тех местах, где нет пешеходного перехода.

Воспитатель: я думаю, ребята, нам надо всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?

Дети: можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке…

Слайд:

Первый, и чаще всего единственный помощник таких людей – белая трость. Белой трость сделали для того, чтобы слепой человек стал заметным для всех окружающих его людей. Ведь трость – это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить препятствия: дома, деревья, столбы, определить наличие бордюров, ступенек, люков и ям.

Слайд:

-Ребята, а кроме белой трости у слепых людей есть ещё помощники. Это – собака – поводырь, настоящий друг таких людей. Она всегда бок о бок идёт со слепым человеком в специальной сбруе (поводке).

Поводырем может быть и человек, его задача оказание помощи слабовидящим и незрячим гражданам ориентироваться в окружающем мире. Они выходят с ними на улицу, в больницу, в магазин.

Психолого-коррекционное упражнение «Поводырь»

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.

- Дети, вы почувствовали, как непросто людям, которые не видят окружающий мир?

Ответы детей.

Упражнение «Построй башенку в темноте»

На столе лежат кубики. Играющий должен с завязанными глазами построить башенку с основанием в один кубик. Играют одновременно 2-3 детей. Выигрывает тот, у кого башенка получилась выше (учитывается, сколько было кубиков до того, как башенка развалилась).

- Дети, вы почувствовали, как непросто людям, которые не видят окружающий мир?

Ответы детей

Игра «Найди предмет»

Приглашается 4 ребёнка, предлагается с помощью тактильных ощущений найти определённый предмет (например, грибочек, мячик, шишки, кубик) среди множества других предметов.

- Ребята, вы молодцы, справились с заданием. Видите, как непросто жить людям, у которых слабое зрение. Таким людям необходима наша помощь, поддержка и забота.

Руки для слепых – настоящие помощники. «Руки заменяют слепому зрение, они дают ему знания и представления о предметах».

Существует золотое правило: прежде, чем сделать что- либо для слепого, нужно спросить, нуждается ли он в Вашей помощи. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе. Таким образом, оказывается уважение к его личной свободе.

- Я хочу вам рассказать одну историю, послушайте её внимательно.

В одном небольшом городе жила-была девочка Катя.

Однажды она вышла на улицу погулять и увидела Сашу из соседнего двора, который топтал что-то ногами, и громко кричали: «Очкарик! Очкарик!». В это время из подъезда вышел мужчина с собакой, и Саша быстро убежал.

Катя увидела, что на скамейке, сидит незнакомый мальчик, у него большие синие, но очень грустные глаза. Девочка подошла к мальчику, он был очень симпатичный – сразу видно не драчун, и Кате захотелось с ним познакомиться.

- Мальчик, как тебя зовут?

- Рома. А тебя как?

- Катя. Поиграешь со мной?

- Не могу. Я без очков ничего не вижу.

Тут Катя увидела, что рядом лежат раздавленные очки. Девочка знала, что очки очень нужны людям с плохим зрением, ее бабушка всегда говорила: «Без очков, как без рук». «Давай я провожу тебя домой», - сказала Катя, «Ты возьмешь другие очки, и мы с тобой поиграем!».

- Дети, как вы думаете, правильно ли поступила Катя?

- Что она предложила мальчику Роме?

- Почему? (ответы детей)

- О человеке, который проявил сочувствие к другому, пожалел, помог, говорят «он проявил милосердие, доброту».

Милосердие – это готовность делать добро, это сочувствие, сострадание.

- А в нашей истории, можно сказать о ком-то «проявил доброту».

- Как бы вы оценили поступок девочки Кати?

- Как поступил мальчик Саша? (ответы детей).

Обобщение: - Человек, который сочувствует, сострадает другому, никогда не будет смеяться над чужой бедой, а всегда постарается утешить, помочь, облегчить его страдания. О таком человеке говорят – он проявил милосердие, доброту.

Слайд

Некоторые дети и взрослые люди, потеряли своё зрение в результате несчастного случая и недостаточно хорошего внимания к своему здоровью.

- Как можно проверить, хорошо ли видит человек?

- У кого лучше зрение, у молодого человека или старого?

- Почему? (ответы)

- Зачем люди носят очки? (ответы)

Давайте вместе с вами подумаем, что может нанести вред зрению,

Игра «Хорошо-плохо»

Дети рассматривают и сравнивают иллюстрации с изображением детей в различных ситуациях.

1. Ребенок трет глаза грязными руками.

2. Вытирает глаза чистым платком.

3. Читает в транспорте.

4. Читает, лежа в постели.

5. Читает за столом в хорошо освещенной комнате.

6. Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

7. Смотрит телевизор далеко от экрана.

8. Кушает морковь.

9. Кушает фрукты.

10. Ребёнок подносит к глазам ножницы.

11. Долго играет на компьютере.

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отвечали правильно.

- Ребята а какой день отмечают 15 октября? Ответы

- Правильно - 15 октября отмечается Международный день Белой трости — символа незрячего человека.

К глазам необходимо относиться бережно, с детства и на протяжении всей жизни ценить и оберегать этот важнейший и величайший дар природы.

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что было труднее всего? (ответы детей)

Я надеюсь, что вы многое узнали и поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего. Что вы всегда придёте на помощь.

Ведь главная наша помощь – это милосердие, доброта, забота и внимание к слепым и слабовидящим людям.

Мы живем все вместе и все мы равны.
2024-03-05 14:32 2024