Высшее и профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы

Беляева А. И. Патриотическое воспитание молодежи в учреждениях среднего профессионального образования

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Аннотация. В статье рассматривается направления патриотического воспитания в учреждениях среднего профессионального воспитания. Проанализированы определения понятия «социально-культурная деятельность», «социокультурные технологии» различными авторами. Сделаны выводы по диагностике досуговых предпочтений учащейся молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, колледж, социокультурная деятельность, технология, программа воспитания.
Abstract. The article examines the directions of patriotic education in institutions of secondary vocational education. The definitions of the concept of "socio-cultural activity", "socio-cultural technologies" by various authors are analyzed. Conclusions are drawn on the diagnosis of leisure preferences of students.
Keywords: patriotism, patriotic education, college, socio-cultural activities, technology, education program.
Беляева Анна Ивановна, Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Российский колледж традиционной культуры»
Belyaeva Anna Ivanovna, St. Petersburg State Budgetary Professional Educational Institution "Russian College of Traditional Culture"
В современном мире система образования подвергается постоянному реформированию. Меняются методы, цели, подходы образования. Реформированию подвергается и система воспитания.
Программы профессионального воспитания учреждений среднего профессионального образования направлены на всестороннее развитие профессиональных качеств учащейся молодежи, формирование активной жизненной позиции, конкурентоспособности на рынке труда и выражаются в формах социально-культурной деятельности. Воспитательная работа, реализуемая в учреждениях профессионального образования, ориентирована на личностное развитие молодых людей и охватывает широкий круг направлений работы. Одно из актуальных направлений воспитательной работы – патриотическое воспитание учащейся молодежи, которое, согласно государственной молодежной политики современной России, «содействует формированию культурных, правовых, нравственных ценностей [1].
Патриотическое воспитание в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивает формирование у молодежи установок терпимости, миролюбия, межнационального согласия, а также ориентирует на сохранение традиционных культурных ценностей, способствует духовному оздоровлению молодежи. Рассматривая содержание и направления патриотического воспитания, Матушкин С. Е. выделяет следующие компоненты воспитательного процесса [5]:
- Потребностно-мотивационный, формируемый в системе учебных и внеучебных занятий и связанный с созданием ситуаций, в которых воспитуемые переживают чувства любви, восхищения, гордости за свою Родину, за проявленные героями страны мужество и храбрость.
- Когнитивно-интеллектуальный компонент задействует углубленное осмысление сущности патриотизма, способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. Основные формы организации воспитательного процесса в рамках данного компонента – это лекции, беседы, встречи патриотической тематики, литературно-музыкально-художественные композиции, поисковая работа, реализуемые чаще всего во внеучебной деятельности.
- Эмоционально-чувственный компонент направлен на формирование у учащейся молодежи патриотических взглядов и убеждений. При этом важно, чтобы получаемые знания приобретали личностный смысл, проходили через эмоциональные переживания учащихся. Важным условием организации воспитательного процесса в рамках данного компонента является создание педагогических ситуаций, при которых возникают элементы дискуссий, определенная борьба мнений, отстаивание учащимися своих суждений.
- Поведенческий и волевой компоненты обеспечивают формирование у учащейся молодежи способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений, что проявляется в разнообразных видах практической деятельности: трудовой, спортивной, краеведческой, поисковой, общественно-полезной и т.п.
Одной из важных задач патриотического воспитания является приобщение учащейся молодежи к историко-культурному наследию страны, включение в мир отечественной культуры и традиционных культурных ценностей. Вопрос о сохранении национальных культурных традиций, многовекового опыта, нравственности и духовности остается открытым в современных условиях. Ценностные ориентиры нашей молодежи должны основываться на гордости за героическое прошлое нашей страны, достижении, а не на бесконечном удовлетворении материальных потребностей. «Думая о том, что же положить в основу воспитания, нельзя не прийти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в тысячелетней истории православной России» [7, с. 21].
В целом, в учреждениях среднего профессионального образования в концепции патриотического воспитания определяются следующие основные направления:
- Духовно - нравственное: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
- Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
- Героико – патриотическое. Ориентир на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
- Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
- Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Для успешного достижения поставленных воспитательных необходима разработка актуальных научно-обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания молодежи в соответствии с тенденциями развития государства и общества. В настоящее время в российском образовании основной акцент направлен на вариантность педагогического процесса: научная разработка, практическое обоснование новых идей и технологий, компьютеризация с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Согласно материалам ЮНЕСКО, «педагогическая технология является системным методом создания, применения и определения всего процесса преподавания, а также усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» [6].
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательно учреждение «Российский колледж традиционной культуры» является профессиональной образовательной организацией. Сегодня в колледже обучается более 2000 студентов по 11 специальностям, 6 профессиям среднего профессионального образования. Колледж включает четыре учебные площадки с учебными отделениями, гостиницу, ресурсный центр.
Предметом деятельности является реализация программ среднего профобразования, программ профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ.
В рамках реализации инновационной образовательной программы «Разработка и внедрение модели учреждения среднего профессионального образования как центра непрерывного основного и дополнительного профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых» организуются мероприятия различного характера и для различных целевых аудиторий.
С целью создания эффективного внутрисетевого взаимодействия с образовательными учреждениями совместно организуются мероприятия как для педагогических работников, так и для обучающихся: выставки-конкурсы, семинары, научно-практические конференции, круглые столы и т.п.
План профессионального воспитания включает в себя направления воспитательной деятельности в колледже: гражданско-патриотическое направление, профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры), спортивное и здоровье сберегающее направление, экологическое направление, студенческое самоуправление, культурно-творческое направление, бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство).
В изучении учебных дисциплин, а также в дополнительном образовании студентов применяется проектный подход. С помощью проекта достигается дидактическая цель: разрабатывается проблема, которая приводит к завершению реальным и осязаемым практическим результатом. Проекты разрабатываются на междисциплинарных дисциплинах, профильных модулях по специальности «Документационное обеспечение», «Гостиничный сервис», «Туризм». Так же проектная деятельность осуществляется в рамках научно-практических конференций колледжа и района, практической деятельности студентов.
В рамках дополнительного образования студенты создают и реализуют проекты на кружках, творческих мастерских. Метод проектов способствует активному проявлению обучающихся в системе общественных отношений, приобретению навыков планирования, организации своей деятельности, способствует формированию социальной позиции, позволяет открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Образовательная система Российского колледжа традиционной культуры – это открытая система, включенная в социально-культурное пространство города. Колледж сотрудничает с образовательными учреждениями среднего, профессионального и высшего образования, а также с различными культурными, научными, творческими, общественными и производственными организациями Санкт-Петербурга.
На основе педагогического планирования, разработки программ мероприятий с учетом возрастных особенностей, интересов строится воспитательная работа в колледже.
Исследование, проводимое на базе СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» показало, что формирование патриотического сознания студентов среднего профессионального образования в первую очередь происходит через изучение различных общеобразовательных предметов (истории, литературы, географии, экологии и других), которые не только закладывают основу общего образования, но и оказывают значительное воспитывающее воздействие на молодежь. Создание индивидуальных и групповых учебно-исследовательских проектов на различные темы играет особую роль при изучении этих предметов.
Учебные дисциплины гуманитарного цикла образуют единую совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно-деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы. Особое место занимает организация внеучебной воспитательной деятельности студентов, досуга (создание творческих объединений, студенческих советов).
Диагностика предпочтений учащейся молодежи показала, что наиболее привлекательными для них формами внеучебнолй работы, в которых реализуются задачи патриотического воспитания, формирования патриотических ценностей, являются участие в работе клубные формирований патриотической направленности, военно-спортивные игры, современная подача материала в социальных сетях. Кроме того, в результате исследования было выявлено, что основным мотиватором, побудившим участников опроса к участию в патриотических мероприятиях колледжа, стало желание быть полезным, а также помогать другим людям. Такой ответ дали 43,6 % респондентов. 20 % студентов желают изменить жизнь в городе в лучшую сторону. Это стремление является для них основным мотиватором.
Те студенты, кто уже принимал участие в различных гражданско-патриотических акциях, накопили опыт в данной сфере общественно-полезной деятельности, указали, что не могут не использовать накопленные знания и практические умения, приобретенные от волонтерской, организаторской деятельности на мероприятиях. Поэтому они предпочитают вариант ответа «стремление применить свой профессиональный опыт» (13,3 %). «Наличие свободного времени и потребность в общении с новыми людьми» мотивирует к участию и включению в мероприятия 9,3 % молодых респондентов. У такого же количества респондентов (9,3 %) мотиватором выступает «стремление реализовать свои идеи, получить новые знания и навыки».
На вопрос о том, что необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе, 40 % студентов ответили, что необходимо активизировать деятельность учебных заведений в этом направлении. Это свидетельствует о том, что молодые люди понимают и разделяют цели патриотического воспитания, готовы развиваться в данном направлении, поддерживать цели и задачи гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания.
Также респонденты сделали акцент на важность оказание помощи патриотическим объединениям и организациям, а также изменение отношения к проблеме патриотизма со стороны государства. В большинстве учебных учреждений наблюдается введение «уроков Государственного Патриотизма», то есть детей «учат» любить Родину. Если учить людей любить государство, власть, то это не патриотизм, а воспитание лояльности и покорности. Здесь важно отметить, что грамотно выстроенная воспитательная программа как на государственном, так и на уровне отдельных организаций дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования позволит не только заинтересовать молодежь, но и оказать положительное влияние в выборе форм участия молодежи в программах патриотического воспитания.
Проведенное среди учащихся колледжа исследование позволило сделать вывод о целесообразности использования в процессе патриотического воспитания педагогический потенциал социально-культурных технологий. Согласно Г. Ю. Литвинцевой, «социальные технологии - система методов и способов решения социальных проблем, которые направлены на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальных структур». Цель социальных технологий – «обеспечение постоянной, а также полноценной адаптации человека в обществе». Однако не менее значимым остается создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов в установленной общественной системе ценностей [4].
Социально-культурные технологии включают в себя культурно-досуговые технологии, художественные, музейные, библиотечные, театральные. Они являются средствами реализации при проектировании технологии, направленной на решение конкретной социально-культурной проблемы. Культурно-досуговые технологии используются в программах развития воспитания в учреждениях среднего профессионального образования, к ним относится – информационно-просветительские, художественно-зрелищные, игровые технологии [4].
Информационно-просветительские технологии направлены на информационно-просветительскую деятельность и приобщение человека к различным областям знания, удовлетворение его потребности в получении необходимой информации, в самостоятельном ее осмыслении. Например, классный час «Я и Закон», где студентов знакомят с правилами внутреннего распорядка колледжа, повторение правил дорожного движения и видами административной ответственности; деловая игра «Моя профессия», где студенты погружаются в изучение специальности, знакомятся с работодателями.
Художественной деятельностью организаторов досуга, которая направлена на разработку сценариев культурно-досуговых мероприятий, их подготовку, организацию и проведение определяются специфические черты художественно-зрелищных технологий.
Игровые технологии наиболее характеризует природу и сущность культурно-досуговой деятельности. Игровая деятельность основана на принципах добровольности, инициативы и самодеятельности самих участников.
Таким образом, воспитательная работа в колледже ориентирована на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника. Формирование патриотического воспитания в учреждениях среднего профессионального образования основывается на учебной и внеучебной деятельности. В рамках занятий учащаяся молодежь изучает гуманитарные дисциплины, в рамках которых развиваются духовно-нравственные характеристики. В рамках внеучебной деятельности реализуются различные мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание, средством при их осуществлении являются социально-культурные технологии.
Рассматривая особенности патриотического воспитания в учреждениях среднего профессионально образования, можно сделать вывод, что воспитательная работа, направленная на формирование патриотизма, дает новый импульс духовному оздоровлению молодежи, выступает проводником идеологии миролюбия, толерантности, культуры межнациональных и межпоколенческих отношений, сохранения национальных ценностей.
Список литературы:
1.       Алпацкий И. И. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи: Дис. канд. пед. наук: Тамбов, 2004. - 214 c.
2.       Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. Москва: МГУК, 1998. – 480 с.
3.       Литвак Р.А. Современные социокультурные технологии как средство развития личности / Р.А. Литвак // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. - Т. 10. - № 4. – С. 31–36
4.       Литвинцева Г.Ю. Культурология досуга: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Издательство «Культ-Информ Пресс». - 2018. - 268 с.
5.       Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // С. Е. Матушкин. - Вестник ОГУ №11 (130). – 2011. – С. 196-200
6.       Патриотическое воспитание молодежи в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине/ Отв. ред. З.З. Мухина, С.В. Канныкин. Старый Оскол: СТИ НИТУ«МИСиС», 2019. –289 с.
7.       Чернилевский Д.В. Духовное воспитание в современной образовательной системе // Высшее образование в России. – № 3. – 2008. – С. 51–53
2022