НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Котова С.А., Варшавец Е.Е. К вопросу использования технологии «Клубный час» для эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации


Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Детский сад «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада»
г.о. Тольятти на протяжении многих лет работает по социально-коммуникативному направлению. Новое время – новые стандарты. Изменились потребности родителей, изменились требования школы к будущему первокласснику, появилось огромное количество новых программ обучения и воспитания дошкольников. Педагоги «Дубравушки» осваивают современные технологии социализации дошкольников, создан коллектив единомышленников из родителей и педагогов.
С января 2018 года детский сад стал Федеральной площадкой образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» под редакцией Владимира Товиевича Кудрявцева. Область «Социально-коммуникативное развитие» в УМК «Тропинки» сопровождается представленными методическими пособиями: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда».
В течение трёх месяцев 14 воспитателей проходили дистанционное обучение на платформе «Лекта» (6 блоков, 72 часа) по дополнительной профессиональной программе «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребёнка как условие обеспечения качества дошкольного образования» (автор курса Юлия Викторовна Карпова).
Технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час» (деятельностный) и «Рефлексивный круг» (автор Наталья Петровна Гришаева), представленные в учебно-методическом комплексе «Тропинки», проводятся педагогами с воспитанниками подготовительных к школе групп детского сада.
Основной целью клубного часа является: выявление и поддержка детских интересов, развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.
Дети в течение одного часа самостоятельно перемещались по зданию детского сада, имея возможность выбора деятельности по своим интересам, соблюдая определённые правила поведения, но по звонку колокольчика возвращались в группу на «Рефлексивный круг» со своим педагогом.
Проведению «Клубного часа» предшествовала большая подготовительная работа. Родителей заранее предупредили о том, что в детском саду будет проводиться данное мероприятие, как это повлияет на детей, и каким образом будет обеспечиваться их безопасность.
Воспитатели и специалисты предварительно обсудили и определили тип и тематику «Клубного часа». В основу этого «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности (деятельностный тип). Тематику «Профисити» связали с формированием позитивного отношения к труду и представлений о мире профессий у дошкольников.
Нами были определены основные цели «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• учить детей ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;
• учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;
• помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Организационные моменты «Клубного часа» и порядок начала и окончания программы «Клубного часа». А также правила поведения детей во время «Клубного часа»:
• «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу»;
• «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь»;
• «Кто первый взял игрушку, тот в неё и играет»;
• «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»;
• «Говори спокойно»;
• «Ходи спокойно»;
• «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;
• «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»
Что такое «Профисити»?
«Кем ты хочешь стать?» - спрашивают родители ребенка.
«Дизайнером, автомехаником, портным, учителем, поваром, полицейским», - отвечают дети-дошкольники. Но не каждому ребёнку удается попробовать себя в профессии. Коллектив детского сада № 160 «Дубравушка» АНО ДО «Планета детства «Лада» в течение ряда лет создает условия для ранней профориентации дошкольников.
В «Профисити» ребенок самостоятельно выбирает производство, профессию. На специально оборудованных интерактивных площадках он приобретает начальные трудовые навыки. После того, как ребенок овладел некоторыми навыками профессии, он отмечает их в трудовой книжке.
На интерактивной площадке «Школа юного инспектора движения» ребята разбирают дорожные ситуации, собирают знаки дорожного движения, определяют правильность выполнения заданий друг у друга. Здесь потребуется от ребенка хорошая память, координация движений, овладение навыками вежливого обращения между участниками движения, умение договариваться.
На площадке «Студия макияжа и стиля «Образ» дизайнеры и будущие стилисты экспериментируют с образами. Фантазия, воображение, художественное мастерство – основные качества, которые проявляет ребёнок на этой площадке.
Ребенок в профессии автомеханик на станции «Автомастерская» работает с большим количеством инструментов: отвертки, насос. Здесь он осуществляет ремонт нужных деталей, монтаж и демонтаж отдельных элементов, например, накачать шину, подобрать необходимую насадку и вкрутить шурупы. Поэтому физическая сила, смекалка, аккуратность очень необходимы ребенку на этой интерактивной площадке.
Интерактивная площадка «Шей да Пари» предлагает ребятам погрузиться в мир моды, попробовать свои силы в подборе тканей, аксессуаров для их украшения, а также пришивание пуговиц к изделиям. Бесспорно вкус, умение находить цветовое сочетание предметов декора тканей, аккуратность, терпение одни из немногих качеств для ребёнка, который захотел попробовать себя в этой профессии.
«Профисити» - это интерактивная форма игрового обучения, «взрослый мир профессий для детей», где дошкольники, играя трудятся и трудятся играя.
Периодичность и длительность проведения клубного часа, прежде всего, зависят от огромного желания педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства, когда дети становятся не гостями, а хозяевами детского сада.
По возвращении в группы педагоги провели с детьми РЕФЛЕКСИВНЫЙ КРУГ, на котором обсуждались такие вопросы:
• Где ребёнок был? Что запомнилось? Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
• Планировал ли ты перед «Клубным часом», какую профессию выбрать? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
• Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Проведение «Рефлексивного круга», обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа», позволил установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Воспитатель зафиксировал проблемы, возникшие у детей в процессе «Клубного часа «Профисити», и обсуждал их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности. А родителям представилась возможность проводить мастер-классы в течение следующего «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.
Обмен мнениями о клубном часе прошел и на педагогическом совете: что делали дети, приходя на выбранную проф.площадку, что было особенного в поведении детей; соблюдали ли дети правила и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты; какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Наталья Петровна Гришаева в методическом пособие «Технология эффективной социализации детей 3-7 лет» кроме деятельностного выделяет следующие типы «Клубного часа»:
• свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;
• тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт»;
•. творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;
• группообразование. Дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков;
• квест. Дети на территории участка или в помещении по одиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу;
• музейный. Дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца самостоятельно проводят экскурсии для других пришедших детей;
• большая игра. В ней участвует весь детский сад. В игре есть сюжет и персонажи (желательно из русских сказок, т. к. дети их очень плохо знают). По ходу игры дошкольники самостоятельно действуют в ситуациях без помощи взрослых, даже если они действуют неправильно, их не поправляют, это материал для обсуждения на «Рефлексивном круге» после клубного часа. Задания для детей должны обязательно развивать их социальные навыки (а это возможно при создании «проблемных педагогических ситуаций»), а не повторять традиционные занятия!
Технология «Клубного часа» не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное — огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Библиографический список

1. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации / Н.П. Гришаева. — М.: Вентана-Граф, 2015.
2019