Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Сологуб Н.Н. Методы повышения качества подготовки к ГИА по обществознанию

Библиографическое описание:

Сологуб Н.Н. Методы повышения качества подготовки к ГИА по обществознанию // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

Экзамен (ОГЭ и ЕГЭ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.

Модель экзаменационной работы носит интегральный характер обществоведческого курса: в совокупности задания охватывают основные курса разделы, базовые положения различных областей обществознания.

Практика последних лет показывает, что значительное число учащихся настроено сдавать обществознание как один из предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Школьники сразу должны усвоить, что обществознание – это один из сложных предметов в школьной программе. Он включает в себя сразу несколько учебных дисциплин, рассматривает разные стороны быстроменяющейся жизни общества. Изучать его сложно ещё и потому, что общество познаёт само себя, на ряд проблем существует несколько точек зрения, различные подходы и авторские позиции. А требования к объему знаний год от года растут по каждому разделу.

С первых уроков дети должны усвоить, что это серьёзный предмет, который требует серьёзного подхода. Результаты ЕГЭ по обществознанию засчитывают в качестве вступительного экзамена на большинство гуманитарных специальностей при поступлении средне-специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, поэтому обучающиеся мотивированы на получение качественных знаний по предмету.

Из всего сказанного выше следует: к ЕГЭ по обществознанию необходимо тщательно готовиться выпускникам. Подготовка к ЕГЭ не должна начинаться в 11 классе. Ученику с 6 класса необходимо понимать, что на уроках обществознания изучаются основы общественных наук.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися. Основными субъектами подготовки к экзамену являются учителя, учащиеся и родители. И здесь очень важно обеспечить успешное взаимодействие всех субъектов: и учителя, и учащегося и родителей.

Построение системы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ началось с изучения опыта моих коллег, а именно, учителей школ нашего района, которые представляли свой опыт работы в рамках тематических семинаров учителей- предметников, фестивалей открытых уроков, проведения мастер- классов.

Основными задачами педагога по организации эффективной подготовки учащихся являются:

• оценивание в течение всего учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

• организация системной продуманной работы по предмету в 5-9 и 10-11 классах;

• постоянное взаимодействие с родителями.

Выстраивание системы подготовки.

Подготовка к экзаменам должна начинаться с анализа типичных ошибок, которые делают выпускники прошлых лет.

Необходимо отметить, что подробный анализ типичных ошибок участников ЕГЭ дается ежегодно на сайте ФИПИ. Руководитель группы разработчиков тестов по обществознанию Т.Е. Лискова размещает «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ»

Опираясь на опыт педагогов нашего района и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Таким образом, была разработана система подготовки к ЕГЭ по обществознанию, которая включает 4 этапа:

-вводный

-диагностический

-функциональный

-контрольно-оценочный

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией. Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

II этап –диагностический. Проводится входная диагностика сначала по первой, затем по второй части экзамена, целью которой является определение уровня общеобразовательной подготовки и уровня сформированности определенных компетенций у выпускников 11классов по обществознанию. На этом уровне выявляются не только пробелы и уровень подготовленности обучающихся, но и выстраивается линия подготовки к экзамену. Рекомендуемое время проведения входной диагностики первой части – октябрь месяц, второй части – ноябрь месяц.

Как только диагностика будет выполнена, необходимо приступать к разработке индивидуального плана. Индивидуальный план подготовки выпускника к экзамену должен включать в себя содержательную часть обществоведческих наук и УУД, которые необходимо отработать. Важно познакомить с результатами диагностики и родителей. Они должны знать стартовые возможности своих детей и планировать помощь им в подготовке к ЕГЭ.

III этап –функциональный, состоящий из нескольких уровней

Первый уровеньурочная подготовка.

Урочная деятельность включает:

- выполнение заданий формата ЕГЭ;

- самостоятельные и контрольные работы в форме ЕГЭ

-контроль знаний теоретической базы;

На уроках обществознания предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов, опорных конспектов и др. В процессе подготовки ученик должен стать опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Важно отметить, что практически 90% успеха сдачи ЕГЭ заложены в знании и правильном применении понятийного аппарата. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией. Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения терминологической работы, поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая составлением синквейнов и играми и пр. (На слайде представлен лист-опрос на знание терминологии).

Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет позволяет говорить, что успешность выполнения работы старшеклассниками напрямую зависит от понимания ими родовых и видовых признаков социальных объектов. Родовые признаки - это обобщающие характеристики, показывающие принадлежность к роду.

Для отработки понятий и понимания родовых и видовых признаков полезно применять на уроках задания такого порядка: перечислить термины и определить из этого же ряда термин, их обобщающий; составлять тематические таблицы основных понятий.

Здесь же дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры. Обществоведческие дисциплины наполнены сложной терминологией, без знания которой, невозможно сдать экзамен с высокими показателями.

На уроках используются задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большая роль отводится определению лексического значения слова, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости.

Одним из сложных заданий является работа с текстом. Специальные упражнения помогают ученику определять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.На этом этапе отрабатывается алгоритм решения различных заданий «Как работать с текстом», «Как написать эссе», «Методика составления сложного плана»; используются презентации-тренажёры для отработки навыков решения конкретных заданий.

Организуя работу по формированию навыков работы с текстом у старшеклассников, необходимо научить:

- выделять в тексте главные положения и мысли;

- составлять различные виды планов;

- развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;

- конспектировать текст;

- составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.

Учителю нужно организовывать на каждом уроке чтение текстов учебника, законов, фрагментов научных статей, при этом пристальное внимание уделять тому, адекватно ли ученик понимает информацию, умеет ли извлекать из текста информацию.

Выполняя специальные упражнения, учащиеся учатся находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, а также применять ее в заданном контексте, что требуется при выполнении заданий 21-24.

Второй уровень – школьные консультации.

На консультациях отрабатываются задания по всем блокам («Общество и человек», «Культура», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика», «Право».). При определении тематики консультаций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников. По результатам экзамена в 9-х классах наибольшие затруднения у экзаменующихся вызвали вопросы как повышенного уровня сложности, так и базового в вопросах по блоку «Политика», «Право» и «Экономика». Лучшие результаты показаны при выполнении заданий по компоненту «Человек как существо биосоциальное», «Социальные отношения», «Духовная культура».

Важное место в подготовке занимают практикумы по работе с диаграммами. Задача учителя сформировать навык осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма). Ребята должны применить свои знания по математике. Подобных заданий нужно разобрать как можно больше, чтобы сформировать устойчивый навык.

Практикумы по работе с текстом. Особая роль отводится в подготовке к экзамену в работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.

Практикуется ведение тетради по подготовке к экзамену, где записывают схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация в одном месте даёт возможность быстро находить нужный материал. Систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.

Особое внимание уделяется отработке умений работы в экзаменационных бланках. Формируется умение правильного заполнения бланков ответов №1 и №2, а также умения замены ошибочных ответов.

Третий уровень- организация работы межшкольных консультационных пунктов по подготовке к экзамену. Главная задача-повышение качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. С этой целью разработана программа МКП, составлен план занятий, на которые вынесены наиболее сложные темы для отработки. В рамках работы МКП ведется: систематизация повторения программного материала, отработка тестовых технологий в ходе работы с контрольно-измерительными материалами через личностно- ориентированный подход, тренировочные занятия по заполнению бланков, проведение пробных экзаменов, выработка индивиуальных стратегий подготовки к экзамену, разработка методических рекомендаций и памяток, отработка типовых заданий, формирование единого организационно- методического пространства, обучение «технике сдачи теста», разработка индивидуальной образовательной траектории обучающегося, формирование общеучебных навыков и клчевых компетенций, формировании у учащихся конструктивной стратегии деятельности на экзамене

IV этап – контрольно-оценочный.

На данном этапе проводятся различные формы промежуточного и итогового контроля:

1) тестирование по разделам в рамках урока.

2) Очень большая роль в подготовке к экзамену отводится к онлайн тестированию. Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме онлайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ЕГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

3) Пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика.

По результатам диагностики обязательно информируются родители.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

Библиографический список

1. Лискова Т.Е. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 202 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ- https://vpr-ege.ru/images/ege/mr2022-ob.pdf

2. http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/-ФИПИ- Открытый банк заданий ЕГЭ.

3. http://beta-ege.ru/predmety/ege-po-obshhestvoznaniyu-2011/

4. http://humanitar.ru/show_news/79- все вопросы обществознания
2023