Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Соломаха Л.В. Эффективность методов образовательной кинезиологии в работе учителя-дефектолога

Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf


Что такое кинезиология? Это наука о развитии интеллектуальных возможностей и сохранения физического здоровья через двигательные упражнения. Особенная роль движения тела в процессе обучения доказана многими научными исследованиями, таких ученых как Е.М. Мастюкова, М.М. Кольцова и др. Двигательная активность способна пробуждать и активизировать многие мыслительные процессы, улучшать состояние нервной системы, снимать излишнее напряжение.
На сегодняшний день существуют несколько видов кинезиологии: прикладная, психотерапевтическая, образовательная, клиническая и другие.
Основатель образовательной кинезиологии стал американский доктор Пол Деннисон. Он создал программу «Гимнастика Мозга» в 1970-х годах, и использовал ее в Центре обучения для неуспевающих детей. Благодаря использованию специально разработанных движений укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы: память, внимание, мышление, речь, воображение, восприятие, повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.
Основная цель кинезиологии в обучении, это развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительных процессов. Сензитивным периодом для развития потенциальных возможностей мышления является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. У здоровых людей оба полушария хорошо связаны и постоянно обмениваются информацией. То, что знает и умеет одно полушарие, знает и умеет другое. Существует заблуждение, что каждое полушарие выполняет исключительно свои задачи, например левое полушарие отвечает за логику, а правое за творчество. В последнее время нейропсихологи опровергли этот миф, и доказали, что любая деятельность определяется исключительно активностью как левого так и правого полушария одновременно.
Используя методы образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающих занятиях с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, мы значительно увеличиваем их потенциальные возможности, развиваем и расширяем сенсорный, чувственный опыт и способствуем позитивному отношению к учебной деятельности. Кинезиологические упражнения можно применять как целым комплексом, так и внедрять некоторые упражнения непосредственно во время урока, т.е. учебные действия прерываются двигательными упражнениями, также упражнения целесообразно давать и в начале занятия, для активизации мыслительной деятельности учащихся, настроя на предстоящую интеллектуальную деятельность.
Кинезиологические образовательные упражнения бывают следующих видов:
-пальчиковые игры
-самомассаж
-графические задания
-дыхательные практики
-динамичные упражнения, пересекающие среднюю линию тела
-движения на растяжку, снятие мышечного напряжения
-гимнастика для глаз
Кинезиологических упражнений создано не мало. В своей работе я использую только те, которые удобно и целесообразно внедрять непосредственно во время урока, которые особенно нравятся детям. Эти упражнения полезно выполнять не только учащимся, но и самому педагогу. Упражнения бодрят, тонизируют, снимают усталость, обостряют внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.
Упражнение «Ухо-Нос». Это упражнение стимулирует ребенка к внимательному запоминанию инструкции учителя, учит сосредотачиваться на своих ощущениях при выполнении задания и самостоятельно анализировать свои действия, повышает общую работоспособность и улучшает психо-эмоциональное состояние. Взрослый медленно зачитывает инструкцию: левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой – взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение "Зеркальное рисование". Проводиться либо на вертикальной поверхности, либо на горизонтальной. В обе руки нужно взять по карандашу и начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого задания расслабляются глаза и руки, разрабатывается запястье рук и происходит синхронизация работы обоих полушарий. Таким образом увеличивается эффективность работы всего мозга.
Упражнения "Горизонтальная восьмерка". Рисуем в воздухе перевернутую цифру 8 (знак бесконечности) как можно большего размера три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Глаза непрерывно следят за траекторией движения руки.
Упражнение "Снеговик" на снятие мышечного напряжения, растяжение мышц спины. Исходная позиция стоя. Представляем, что мы только что слепленные снеговики. Тело должно быть напряжённо, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнышко и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения можно мягко упасть на ковер и полежать, как лужица воды.
Упражнение "Перекрестные шаги" помогают активизировать связь левого и правого полушария, снять излишнее напряжение нервной системы и тела. Упражнение выполняется стоя. Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю.Затем сгибает правую ногу (имитируем бег с захлестом голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем меняем положение рук и ног с точностью до наоборот.
Упражнение "Кулак-ребро-ладонь" помогает развитию переключаемости движений и внимания. Способствует концентрации и развитию самоконтроля. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Можно помогать озвучиванием действий произнося их вслух или про себя.
Для эффективности применения кинезиологических методов в коррекционно-развивающем процессе важно соблюдать следующие условия:
1.        Задания выполняются только в эмоционально комфортной и доброжелательной обстановке. Возможно включение спокойной фоновой мелодии
2.        Совместное разучивание движений
3.        Отработка техники каждого упражнения, т.к. предельно важна точность их исполнения
4.        После того как движения разучены с учителем, ученик выполняет их самостоятельно, без помощи взрослого
5.        При качественном самостоятельном исполнении движений учеником, учитель должен постепенно стимулировать увеличение темпа выполнения
6.        Задания должны, по мере возможностей ребенка, обязательно усложняться
7.        Задания должны использоваться систематически. Быть либо отдельной частью урока, либо проводиться комплексом единым уроком.
8.        Ни в коем случае нельзя прерывать творческую деятельность ребенка выполнением кинезиологических упражнений.
Все приемы и методы образовательной кинезиологии возвращают детям позитивное отношение к учебной деятельности, дают возможность раскрыться их потенциальным возможностям, а педагогам помогают наиболее эффективно достигать поставленных целей в коррекционно-развивающей работе.
Литература:
1.Деннисон П.И., Деннисон Г. Гимнастика мозга (электронный ресурс): http://sch224s.mskobr.ru/files/logoped/gimnastika-mozga.pdf
2.Лилиенфельд, С. О., Линн, С. Д., Русио, Д., & Бейерстайн, Б. Л. (2013). 50 великих мифов популярной психологии. М.: Эксмо
3.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.-М:ТЦ Сфера, 2001.
e-mail: solyba@yandex.ru 8 (906) 241 08 05
2018-05-29 16:03 2018