Актуальные вопросы дошкольного образования

Арефьева О.В., Мицкевич Е.А. Мы ждем тебя, Малыш!

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf


Дошкольное образовательное учреждение - первый социальный институт для детей, ориентированный на обучение их навыкам и умениям жизни в социуме, где ребенок осваивает отправные модели речевого поведения, получает исключительно важный опыт коллективного сотрудничества и восприятия окружающего мира. Связующим звеном между семьей и детским садом выступает воспитатель, от профессионализма которого зависит насколько успешно пройдут первые шаги ребенка в новой для него обстановке, как быстро завершится адаптационный период малыша? Эти вопросы беспокоили меня с каждой встречей очередных воспитанников. В результате практических поисков, я разработала систему мероприятий для благополучного вхождения детей раннего возраста в мир детского сада.
 Основные задачи системы:
1.       Построить отношения с родителями на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и доверия.
2.       Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам подготовки и непосредственно адаптации к детскому саду ребенка.
3.       Создать условия для предупреждения и преодоления стрессовых состояний у детей в период адаптации к дошкольному учреждению.
4.       Обеспечить положительный эмоциональный настрой в группе (снизить тревогу, импульсивность, развивать стремление сопереживать и помогать друг другу).
Не случайно важнейшей задачей я считаю взаимодействие педагога с родителями, так как выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее адаптацию малыша. Роль первых встреч педагога с родителями неоценима, когда закладывается фундамент совместного сотрудничества, активизируется интерес родителей к жизни детского сада. Я убеждена, что положительный настрой родителей на детский сад будет передаваться на уровне внутренних ощущений и ребенку. Работу с родителями я осуществляю по следующим направлениям:
1.       Информационно-просветительское:
·          обеспечение родителей информацией о дошкольном учреждении (официальный сайт ДОУ, информационный стенд «Наш детский сад»);
·          психолого-педагогическая поддержка (памятки по теме «Первые дни ребенка в детском саду», интернет-сайт группы «Ваши вопросы, наши ответы», папка – передвижка «Трудности адаптационного периода»);
·          получение первоначальных сведений о субъективной готовности к поступлению ребенка в детский сад.
Посредством бесед и анкетирования родителей педагог узнает об особенностях раннего развития будущего воспитанника, его предпочтениях, определяет установленный стиль воспитания в семье, выявляет уровень педагогических знаний родителей, их стремление быть помощником своему ребенку для нейтрализации негативных и усиления позитивных эмоций ребенка в адаптационный период.
2.       Организационно-педагогическое:
·          вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада;
·          включение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами;
·          активное участие в досуговых и оздоровительных мероприятиях;
·          оказание родителями посильной помощи в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Условно периоды адаптации можно разделить на несколько этапов:
I этап. Посещение адаптационной группы раннего развития детей с близким родственником.
Цель – стимуляция двигательной и познавательной активности посредством организованной деятельности, направленной на приобретение опыта общения со сверстниками и посторонними взрослыми.
II этап. Посещение эмоционально-окрашенного мероприятия группы, например, прогулки, ребенком с одним из родителей.
Цель – знакомство с воспитателем, с условиями приема (пакет документов) и пребывания в дошкольном учреждении (организация жизни детей, режим дня, рацион питания, образовательная программа).
III этап. Самостоятельное посещение ребенком раннего возраста группы детского сада.
Цель - приспособление организма ребенка к новой обстановке, консультирование родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, оказание педагогической помощи в выявлении причин дезадаптации и способах ее преодоления.
Характер и длительность адаптационного периода зависят от многих факторов: возраст ребенка, состояние здоровья и уровень развития, условия жизни в семье, уровень развития адаптационных механизмов и многое другое. Учитывая психофизиологические и личностные особенности двух – трех годовалых детей, педагог должен понимать свою значимость для воспитанников: обязан стать близким человеком ребенку по духу, партнером по игре, помощником для правильной ориентации в помещениях группы, связующим звеном в проявлении интереса к сверстникам и желания вступать с ними в контакт. Педагогу необходимо проявлять внимание и заботу, а терпение и доброжелательная окраска совместной деятельности с детьми будут способствовать безболезненному отрыву детей от родительской опеки.
Весомый вклад в приобщении ребенка к среде детского сада вносят адаптационные игры, направленные на сенсорное и физическое развитие, развитие речи и переключение внимания малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В своей практике я использую следующие игры:
1. Игра «Рисунки на песке».
Рассыпать манную крупу на подносе. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок, который подскажут дети.
2. Игра «Потанцуй с куклой».
Показать детям новую куклу. Она «здоровается» с ними, «гладит» каждого по голове. Предложить детям по очереди подержать куклу за руку. Кукла «зовет» потанцевать. Поставить детей в кружок, взять куклу за одну руку, другую дать ребенку и вместе с детьми двигаться по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.
3. Игра «Разговор с игрушкой».
Надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет, что его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.
4. Игра «Поезд».
Предложить детям поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».
5. Игра «Позови».
Рассмотреть вместе с детьми новый яркий мяч. Вызвать одного ребенка и предложить поиграть – покатать мяч друг другу. Затем сказать: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
 Характер периода адаптации зависит от того, насколько правильно сумеет воспитатель понять нужды ребенка, его интересы и наклонности; организовать деятельность, способствующую не только удовлетворению нужд, но и формированию потребностей более высокого уровня; организовать режимные моменты; выбрать методы педагогического воздействия.
Слаженная работа педагогов и родителей дает позитивную направленность адаптационному периоду воспитанников, сокращает сроки и в меньшей степени травмирует психику ребенка, который к концу адаптации проявляет бодрое эмоциональное состояние, активное поведение, хороший аппетит, глубокий сон, демонстрирует приобретенные привычки и навыки.

Список литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Волгоград: Учитель, 2014
2. Давыдова О.И.Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер.- М.: ТЦ «Сфера», 2010
3. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – М., Учитель, 2010
4. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста // Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: 2013.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 N1155. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 N30384.

2020-01-30 16:03 2020