НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Яковлева С.В. Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ «Азы дороги - малышам»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf

Цель: познакомить педагогов с системой работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах города.

Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, удовлетворяя их потребности в новых впечатлениях, в интересной, содержательной деятельности, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, мы стремимся сделать счастливым детство каждого ребенка.
Работа с детьми по изучению правил дорожного движения проводится в течение  всего года в тесной взаимосвязи с конкретными условиями жизни детей. Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, формированию элементарных математический представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкальных занятиях, в повседневной жизни у детей формируется культура поведения, выдержка, дисциплина.
Проводить работу по обучению правилам дорожного движения, воспитатель должен использовать ее для воспитания у детей любви к родному краю, для усвоения дошкольникам норм и правил поведения, проявления нетерпимости к антиобщественным проступкам. Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.
Первая младшая группа:
В первой младшей группе детей учат различать транспортные средства (трамвай, автобус). Для лучшего усвоения знаний проводятся игры – соревнования на тему: «Чем помогает грузовой автомобиль людям?» В дидактических играх малыши обучаются различать красный и зеленый цвета. Так, при проведении игры «Красный – зеленый» воспитатель говорит детям: «Мы, ребята, вместе с вами пойдем в гости к бабушке. Если я показываю зеленый кружок, мы шагаем, а если красный – стоим на месте». Необходимо объяснить детям, что двухцветные светофоры (красный – зеленый) предназначены только для пешеходов.( Желательно показать им вначале светофоры с кружочками, а затем – с цветными человечками). Дети должны усвоить, что цвета человечков соответствуют запретительному и разрешительному сигналам светофора. Когда дети научатся хорошо различать цвета, им нужно объяснить, почему при зеленом сигнале пешеходного светофора можно идти, а при красном – стоять.
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе дети, гуляя, наблюдают за различными видами транспорта, в свободное время рассматривают иллюстрации с изображениями машин, называют их.И здесь тоже желательно проводить игры – соревнования по распознанию транспортных средств. На прогулках за пределами участка дети знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». В этой группе воспитатели проводят дидактические игры «Что изменилось?», «Лабиринт», «Путаница» (на ориентировку в пространстве), закрепляют у детей умение различать красный, зеленый, желтый цвета, используя игры с несложными правилами и сюжетами.
Много внимания воспитатели этой группы уделяют индивидуальной работе с детьми: рассматривают картинки и плакаты с изображениями машин, автобусов, светофора, что говорил водитель. В игровых ситуациях учат правильно вести себя в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, разговаривать тихо, уступать места старшим).
Средняя группа
В средней группе воспитатели знакомят детей с местами движения машин и людей, рассматривают вместе с ними иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку – светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его светофых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснять: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение (при предварительной оценке состояния улицы), для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!». Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение машин и людей. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо - плохо», «Собери светофор»). Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводится играм на развитие внимания («Что изменилось?», «Кто позвал?», «Кто ушел?»). Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети упражняются в поиске его на макетах участка детского сада и на иллюстрациях в книгах.
Старшая группа
В старшей группе ребята изучают азбуку улиц и дорог, куда входят понятия «проезжая часть», «дорожные знаки», для пешеходов – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Для этого воспитатели проводят целевые прогулки к перекрестку, вдоль улицы, экскурсии, беседы, игры; читают художественную литературу, решают логические задачи.
В этом возрасте пора уже уделять внимание ознакомлению детей с дорожными знаками. Начиная работу со знаков для пешеходов: информационно – указательные: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место для остановки автобуса»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипеде запрещено»; знаки сервиса: «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Подготовительная группа
В подготовительной группе воспитатель постоянно ставит перед детьми новые задачи, требующие от них проявление самостоятельности, активности мышления, умения применить знания на практике. Воспитатель должен помнить, что одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления занятий правил дорожного движения в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена. Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми на почту, воспитатель предлагает им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, затем назначает двух Ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. Воспитатель идет рядом, но дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно
В каждой возрастной группе создаются уголки по правилам дорожного движения для детей, где собраны игры, литература, атрибуты к сюжетно- ролевым играм, дидактический материал, настольные макеты перекрестков, улиц и другой материал.     Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорят о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная агитация. Для родителей изготавливается стенд. На нем можно поместить выдержки из правил движения, которые должны усвоить детей, перечень литературы для взрослых и дошкольников о правилах поведения на улице.
Здесь можно поместить детские рисунки, образцы книг, картинок, тексты стихотворений и загадок, задания по закреплению у детей правил поведения на улице. Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

2022