Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf
Одна из распространенных причин школьной неуспеваемости детей – задержка психического развития. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Начинающие обучение дети с задержкой психического развития часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа. Это свидетельствует о недоразвитии у них фонематического слуха, об отсутствии у них речевого опыта и практических речевых обобщений, необходимых для усвоения школьного курса родного языка. Недоразвитие речи, недостаточное развитие процессов звуко- буквенного анализа и синтеза и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьезным препятствием в овладении грамотой. Исследования Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпиной и др. [7,8,10,11] указывают на особенности обучения грамоте детей с ЗПР то, что дети с ЗПР и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях. Поэтому обучению чтению и письму детей с задержкой психического развития должна предшествовать коррекционная работа в ДОУ — подготовка к обучению грамоте. В поисках эффективных путей решения выявленных проблем, составлена программа обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием игрового оборудования «Поиграем – буквы узнаем».
Основа построения программы подготовки к обучению грамоте «Поиграем – буквы узнаем» (далее Программа), последовательность отработки звуков и букв заимствована у Г.А. Каше Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985. Практическое применение этой последовательности доказало её эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа по подготовке к обучению грамоте у детей от 5 до 7 лет составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития МБДОУ «Детский сад № 11» города Троицка Челябинской области. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР разработана с учётом комплексных специальных программ:
- Программа по подготовке к школе детей с задержкой психического развития: Старший дошкольный возраст. С.Г.Шевченко и др.; Москва, Школьная пресса, 2004год.
- Примерная адаптированная основная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под редакцией профессора Л.В. Лопатиной. – СПб., 2014. (ФИРО)
- Программа Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа), технологией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (II год обучения)
Применяемые программы не нарушают целостности педагогического процесса, обеспечивают создание условий для сохранения, укрепления и развития физического и психического здоровья ребенка, его творческих способностей, и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Программы предусматривают организацию детской жизни в трех формах: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей в течение дня.
Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ при реализации данной программы учитываются с помощью индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания, повторности в обучении, активности и сознательности в обучении.
Также используются физкультурно-оздоровительные технологии. У многих воспитанников не развиты общая и мелкая моторика, страдают психические процессы: память, внимание, мышление. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.
Актуальность программы.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоты.
Созданию Программы послужил социальный запрос родителей и школы:
интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу
Практическая значимость Программы состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса. Что в свою очередь обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с ОВЗ, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а также его социализации.
Особенностями Программы являются:
- возрастные ограничения (старший дошкольный возраст) обусловленные тем, что дети шестого года жизни способны овладеть более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Исследования позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, на шестом году ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).
Поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова).
- особенности детей с ЗПР, тяжёлые нарушения речи, которые предполагают коррекционно – развивающую направленность обучения. Исходя из этого, требуется большее количество проб, примериваний, повторений и более длительное время для систематизации и автоматизации полученных знаний, умений и навыков. Что в свою очередь предполагает многообразие и разнообразие игровых форм, методов и приёмов коррекционно - педагогической работы при овладении элементами грамоты детьми с ЗПР.
- используется большое количество словарного материала с усложнением (от звука к фразе и тексту) в живом исполнении (педагогами), образцы правильной речи в аудиофайлах в исполнении взрослыми (мужской и женский голос) и детьми.
- графический образ буквы вводится на первом этапе обучения, что связано с трудностями восприятия зрительного образа буквы, для увеличения временного отрезка освоения образа буквы. Дети на первом этапе выкладывают букву из палочек, верёвочек, выкалывают зубочисткой на листе бумаги по готовому образцу, раскрашивают синим и зелёным цветом в соответствии с дифференциацией по твёрдости и мягкости, заштриховывают букву. На втором этапе обучения дети продолжают осваивать языковую систему.
- при подаче материала инструкция даётся с дублированием, постепенным усложнением: от одноступенчатой инструкции до - многоступенчатой. Схемы, алгоритмы помогают осмыслить и запомнить инструкцию.
Материал Программы упорядочен с учетом характерных для русского языка противопоставлений звуков по глухости - звонкости, твердости - мягкости. В определенной последовательности изучаются различные типы слогов и слов, что способствует предупреждению (преодолению) нарушений слоговой структуры слов.
Использование методики поможет детям не только овладеть навыками звукового анализа и синтеза, но и техникой свободного чтения и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма.
Детей заинтересует игровая система подачи материала, яркое оформление дидактических пособий. В работе с детьми по данной программе использую авторское игровое пособие «Весёлый самолёт» (Рисунок 1), которое помогает познакомиться с буквами алфавита, соотнести букву и звук, закрепить характеристику звука, обозначенного конкретной буквой. Буквы «прилетели» на весёлом самолёте, спускаются к нам на парашютах вместе со сказочными героями: Буратино, Незнайкой, Карлосоном, Чебурашкой и другими (Рисунок 2). Купола парашютов раскрашены в цвета – символы, дающие характеристику звукам: гласные звуки – парашют красного цвета, согласные твёрдые (Ш, Ж) – синего цвета, согласные мягкие (Ч, Щ) – зелёного цвета, согласные твёрдые и мягкие - сине – зелёного цвета, двойные гласные (Я, Ю, Ё, Е) – красно – жёлтого цвета. Дети сначала знакомятся со звуком - его артикуляцией. С помощью зеркал рассматривают положение губ, языка, сравнивают положение губ со схематичным изображением: большой красный круг – звук [а], овал, расположенный вертикально– звук [о], маленький круг – звук [у], полукруг – звук [э], вытянутый горизонтально овал – звук [и], горизонтальный овал – звук [ы].
Ориентироваться в схематичных изображениях гласных звуков помогает наглядное пособие «Солнышко» (Рисунок 3). Определить позицию звука в слове детям помогает игровое пособие «Колобок» (Рисунок 4). Сказочный персонаж катится по дорожке и останавливается в первом, втором или третьем окошке, в зависимости от места звука в слове: в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Положительную мотивацию для знакомства со звуком даёт приём, когда педагог записывает изучаемый звук на диктофон непосредственно на занятии, и сразу предъявляет записи для прослушивания. В весёлую игру «Узнай по голосу» превращается изучение звука. При произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко, свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, воздух не встречает никакой преграды. Гласные звуки можно «петь» (поём гласные звуки в распевках под музыку Железновых), долго «тянуть» (за воображаемую ниточку) и даже, очень громко «кричать» («Один, два, три – звук [а] громко кричи!»). При произнесении гласных звуков горлышко всегда «гудит» - дети дотрагиваются тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать вибрацию. При произнесении согласного звука, воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду на своём пути). Согласные звуки нельзя «тянуть» («ниточка рвётся»), нельзя «петь» (вместо песенки получается «пыхтелка, ворчалка, свистелка, шипелка» и т.д.), нельзя «кричать» (голосок «застревает»). Чтобы определить звонкость – глухость согласного звука, используется тот же приём с горлышком.
В игре «Звенит – не звенит» с маракасами, сделанными из футляров от «Киндер сюрприза», дети дифференцируют согласные звуки по звонкости – глухости и с удовольствием стучат на предъявление согласного звонкого звука и показывают пустой маракас при предъявлении глухого согласного звука. Чтобы определить твёрдость – мягкость звука ребёнку предлагается обратить внимание на положение губ: губы «улыбаются» при произнесении мягкого согласного. В игре «Камень – вата» дети различают звуки по твёрдости – мягкости и показывают кусок поролоновой губки на мягкий согласный звук, морской камешек – на твёрдый согласный звук.
Знакомиться со звуками детям помогают мультяшные герои: братцы Бом и Бим (Рисунок 5)(символы согласных звуков в костюмах синего и зелёного цветов), Мастер Ударных дел (символ гласных звуков в костюме красного цвета) и Мудрый попугай (он всё знает про звуки русского языка, буквы и правила русского языка). Игровые упражнения с использованием данного пособия - «День рождения Бома и Бима» (дети дарят братцам подарки – картинки с заданными твёрдыми и мягкими согласными звуками), «Бом и Бим идут в магазин», «Назови ударный звук», «Советы мудрого попугая».
Все эти исследования детьми звуков происходят действенным, экспериментальным способом при использовании приёмов сенсорной интеграции. Затем дети сами перечисляют все характеристики звука, используя карточки – символы. В итоге, делая вывод о характеристиках изучаемого звука, дети располагают букву магнитной азбуки на соответствующем парашюте. Наглядное пособие «Весёлый самолёт» располагается на центральной стене кабинета и служит подсказкой и способом самоконтроля в характеристике звука при работе со звуковой схемой слогов и слов. Таким образом, задействованы все анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный.
Далее вводится графический образ буквы с помощью различных приёмов: выкладывают букву из палочек, верёвочек, пишут на манке, узнают букву на ощупь, выкалывают зубочисткой на листе бумаги по готовому образцу, раскрашивают синим и зелёным цветом в соответствии с дифференциацией по твёрдости и мягкости, заштриховывают букву.
Дальнейшая систематизация и автоматизация знаний о звуко – буквенной системе русского языка осуществляется с помощью таблиц для чтения (Рисунок 6). При знакомстве с данными таблицами продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты, знакомству с буквами алфавита в связи со звуками.
Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. На данном этапе дети переходят к написанию печатных букв. Они продолжают знакомиться с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем учатся послоговому и слитному способам чтения, составлять слова и предложения из букв азбуки. Для этого используются игровые приёмы: «Окошки для чтения», «Дружные пальчики» (на каждый пальчик перчатки наклеены буквы, ребёнок поочерёдно соединяет пальчики, получая слог для чтения), «Помоги зайчику пройти по мостику» (Рисунок 7), «Помоги зайчику перейти болото» (на каждой дощечке мостика (кочке) написан слог, можно наступать только на дощечки (кочки), на которых написан слог с твёрдым согласным звуком).
Вовлечены в образовательный процесс и родители воспитанников. Они по еженедельным рекомендациям учителя – логопеда повторяют пройденный материал, участвуют в совместных проектах. Так в рамках реализации Программы подготовки к обучению грамоте были организованы долгосрочные проекты «Домашняя азбука» и «Книга чистоговорок». Участвуя в проекте «Домашняя азбука», родители каждую неделю подбирали картинки на заданный звук, наклеивали или рисовали их в тетради домашних заданий, закрепляя пройденный материал в домашних условиях. В итоге долгосрочного проекта состоялась творческая выставка – конкурс самодельных букв «Домашняя азбука». Победители награждены грамотами и призами. Итогом реализации проекта «Книга чистоговорок» (Рисунок 8) стала книга, составленная из творческих рисунков родителей и детей группы на темы чистоговорок, придуманных совместно с детьми на пройденные звуки и буквы. Данная книга находится в копилке логопедического кабинета и служит материалом для автоматизации звуков.
Систематическая планомерная работа с использованием данной Программы и игровых дидактических пособий позволяет провести коррекцию речи и подготовить к успешному овладению грамотой детей с ЗПР, обеспечивает преемственность при переходе детей с дошкольной ступени в начальную школу и позволяет создать для всех детей единую стартовую площадку.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Борякова Н.Ю. "Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития", М., "Альфа", 2003.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М.: Гном-Пресс, 2002
3. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика Синтез, 2012
4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985
5. Кузнецова Е.В, Тихонова И.А «Обучение грамоте детей с нарушениями речи»:М Творческий Центр Сфера 2009.
6. Лагздынь Г.Р. Звуковая культура речи. Карапуз, 2006
7. Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста. М.:, 1989
8. Махичина В.Ф., Цыпина Н.А. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. М.: Просвещение, 1987
9. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Фонематика. Конспекты занятий для работы с детьми 4 – 5 лет с ЗПР. М.: Мозаика Синтез, 2010
10. Ульенкова, У.В. «Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей»/Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» - М.:Гном-Пресс, 2001
11. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. «Подготовка дошкольника к обучению грамоте: пособие для детей среднего дошкольного возраста»- М.: ВЛАДОС, 2010.
12. Цуканова С.П, Бетц Л.Л «Учим ребёнка говорить и читать».-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010
13. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко – М.: Школьная Пресса, 2003