Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf
Задачи:
1. Уточнить и обогатить экологические знания детей о деревьях, правилах поведения в природе.
2. Побуждать детей к активному общению, развивать речь, обогащать словарный запас.
3. Развивать умение ориентироваться на местности по карте-схеме, определять направление маршрута.
4. Развивать интерес к самостоятельному решению познавательных задач.
5. Развивать самостоятельность, инициативность.
6. Воспитывать умение работать в команде.
7. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
8. Доставить радость от общения с природой
В группе:
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. В нем нет ни одного слова, а только рисунки. Я никак не могу разобраться, что это значит. Давайте вместе посмотрим.
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Рассматриваем план-схему экологической тропы, обсуждаем условные знаки.
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путь? Тогда нам нужно одеться очень быстро.
На улице:
Воспитатель: Все собрались? Давайте посмотрим на схему куда нам нужно идти. А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз: «Мы в любое время года ходим тропами природы!».
Доходим до пенька «Старичок - Лесовичок» и находим письмо:
« Здравствуйте, дорогие мои маленькие друзья. Я, хозяин экологической тропинки, приглашаю вас в путешествие в лес. Деревья на моей тропинке волшебные и они приготовили для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – на деревьях.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать.
Ваш любимый Старичок – Лесовичок.»
Воспитатель: Ребята, а где у нас в детском саду лес?
Подходим к табличке «Уголок леса», находим задание загадку:
« Чтобы узнать к какому дереву идти, отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)»
Воспитатель: Ребята, перед тем как нам отправиться к березе, давайте вспомним правила поведения в лесу:
Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения.
Не сшибайте грибы, даже несъедобные.
Не разоряйте птичьих гнезд.
Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой.
Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше.
Подходим к березе, находим письмо:
«Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, чтобы вы меня услышали.
- Докажите, что я – дерево. (Один ствол, а у кустов несколько; у травы нет стволов.)
Воспитатель: А что есть у каждого дерева? (Корни, ствол, ветки, листья). Давайте поиграем в игру «Корни, ствол, ветки, листья»
Игра «Корни, ствол, ветки, листья»
«Корни» - топаем ногами;
«Ствол» - опустили руки вниз;
«Ветки» - поднимаем руки вверх;
«Листья» - шевелим пальчиками.
- Ребята, а какую пользу я приношу людям, животным, птицам? (птицы строят гнезда; дрова; мебель; березовый сок; деготь; березовые веники и т.д.)
- А как вы думаете, как мы березки дышим? (через черные точки на стволе – «чечевички»)
- Мы, березы, очень любим слушать о себе стихи. Порадуйте меня, пожалуйста.
СТИХИ:
За окном березки
В праздничном наряде,
Ветерок колышит
Солнечные пряди.
Опадут листочки, лягут покрывалом
И укроют землю
Легким одеялом.
А весна настанет –
Вновь висят сережки,
Ветви украшают,
Как и платье брошки (Аня)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (Артем А.)
- И последнее мое задание, это загадка:
Дерево в лесу растет,
Цвет зеленый круглый год.
Вместо листика иголка,
Распушила ветки … (Елка)
Спасибо вам, ребята, за все. Приходите ко мне еще, не забывайте меня! А сейчас вас ждет в гости моя соседка – ель.»
Подходим к ели, находим письмо:
«Здравствуйте, ребята! Я рада встретиться с вами. По просьбе старичка – Лесовичка я приготовила для вас вопросы-задания:
- Как называются деревья, которые растут со мною рядом? (сосна, лиственница)
- Чем мы похожи? (хвойные деревья; ель и сосна круглый год зеленые)
- А чем отличаемся друг от друга? (у лиственницы иголки опадают; разная кора; у ели иголки растут по одной, а у сосны – по две, у лиственницы - пучками; у сосны ствол внизу голый; разные шишки: ель – длинные, сосна – округлые, лиственница - мелкие)
- А как по-другому называются наши иголочки? (хвоя)
- Интересно, а сможете ли вы отличить мои веточки от веточек сосны? Возьмите по одной веточке и встаньте к тому дереву, от которого эта веточка.
- Какие замечательные команды у вас получились. Давайте маленько посоревнуемся. Но сначала надо придумать названия: команда, которая стоит под сосной, называется … («сосенки»), а команда, которая стоит под елью - …(«елочки»).
- Как вы думаете, что можно использовать для соревнований, если нет спортивного оборудования?
Проводится эстафета «Возьми свою шишку» (Участники команд по очереди бегут к общей корзине, берут шишку от своего дерева, возвращаются к своей команде и передают эстафету.)
- Ну и последнее мое задание – это загадка:
Дрозд, снегирь, другая птица
Могут ею угоститься.
Как усилится мороз,
Возрастет на пищу спрос. (рябина)
Молодцы, ребята! Все мои задания выполнили. А теперь вам пора, рябинка вас уже заждалась. До новых встреч!»
Дошли до рябинки, берем письмо:
«Ребята, здравствуйте! Заждалась я вас уже. Как и другие деревья, я приготовила для вас свои задания:
- Какую пользу я приношу животным и людям? (ягоды для птиц; животные едят плоды и листья; из ягод готовят разные напитки; из древесины делают мебель, муз.инструменты; в старину делали бусы и носили как оберег)
- Назовите лиственные деревья, которые растут в нашем уголке леса (береза, черемуха)
- А еще я знаю, что вы знаете обо мне приметы, назовите их.
ПРИМЕТЫ:
В лесу много рябины – осень будет дождливой.
Если на рябине листья завянут и останутся на дереве на зиму – будут сильные морозы.
Рябина поздно цветет – осень будет долгой.
- Спасибо вам, ребята, вижу много знаете вы обо мне, выполнили все мои задания. До новых встреч!»
Появляется старичок – Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Порадовали вы меня. Слышу я, что и деревья очень рады. Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось? Ребята, я наблюдал за вами и видел, что вы не забывали про правила поведения в лесу, напомните мне их еще разок.
У меня будет к вам одна просьба: нарисуйте, пожалуйста, эти правила. И при следующей нашей встрече мы разместим ваши рисунки в уголке леса, чтобы и другие ребята не забывали их выполнять. Хорошо? Выполните?
А теперь мне пора возвращаться на экологическую тропу, проверить все ли там в порядке. До новых встреч! И не забудьте про мою просьбу.
Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад и выполнить просьбу старичка – Лесовичка.