Задачи: 1. Уточнить и обогатить экологические знания детей о деревьях, правилах поведения в природе. 2. Побуждать детей к активному общению, развивать речь, обогащать словарный запас. 3. Развивать умение ориентироваться на местности по карте-схеме, определять направление маршрута. 4. Развивать интерес к самостоятельному решению познавательных задач. 5. Развивать самостоятельность, инициативность. 6. Воспитывать умение работать в команде. 7. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе. 8. Доставить радость от общения с природой В группе: Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. В нем нет ни одного слова, а только рисунки. Я никак не могу разобраться, что это значит. Давайте вместе посмотрим. Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Рассматриваем план-схему экологической тропы, обсуждаем условные знаки. Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путь? Тогда нам нужно одеться очень быстро. На улице: Воспитатель: Все собрались? Давайте посмотрим на схему куда нам нужно идти. А чтобы наше путешествие было удачным и интересным, давайте вспомним и скажем наш девиз: «Мы в любое время года ходим тропами природы!». Доходим до пенька «Старичок - Лесовичок» и находим письмо: « Здравствуйте, дорогие мои маленькие друзья. Я, хозяин экологической тропинки, приглашаю вас в путешествие в лес. Деревья на моей тропинке волшебные и они приготовили для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – на деревьях. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Ваш любимый Старичок – Лесовичок.» Воспитатель: Ребята, а где у нас в детском саду лес? Подходим к табличке «Уголок леса», находим задание загадку: « Чтобы узнать к какому дереву идти, отгадайте загадку: Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Береза)» Воспитатель: Ребята, перед тем как нам отправиться к березе, давайте вспомним правила поведения в лесу: Не ломайте деревья и кустарники, не срывайте растения. Не сшибайте грибы, даже несъедобные. Не разоряйте птичьих гнезд. Не ловите диких зверей и птиц, не берите их домой. Не шумите в лесу. Шумом вы отпугнете животных, помешаете им, а сами увидите и услышите гораздо меньше. Подходим к березе, находим письмо: «Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, чтобы вы меня услышали. - Докажите, что я – дерево. (Один ствол, а у кустов несколько; у травы нет стволов.) Воспитатель: А что есть у каждого дерева? (Корни, ствол, ветки, листья). Давайте поиграем в игру «Корни, ствол, ветки, листья» Игра «Корни, ствол, ветки, листья» «Корни» - топаем ногами; «Ствол» - опустили руки вниз; «Ветки» - поднимаем руки вверх; «Листья» - шевелим пальчиками. - Ребята, а какую пользу я приношу людям, животным, птицам? (птицы строят гнезда; дрова; мебель; березовый сок; деготь; березовые веники и т.д.) - А как вы думаете, как мы березки дышим? (через черные точки на стволе – «чечевички») - Мы, березы, очень любим слушать о себе стихи. Порадуйте меня, пожалуйста. СТИХИ: За окном березки В праздничном наряде, Ветерок колышит Солнечные пряди. Опадут листочки, лягут покрывалом И укроют землю Легким одеялом. А весна настанет – Вновь висят сережки, Ветви украшают, Как и платье брошки (Аня) Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. (Артем А.) - И последнее мое задание, это загадка: Дерево в лесу растет, Цвет зеленый круглый год. Вместо листика иголка, Распушила ветки … (Елка) Спасибо вам, ребята, за все. Приходите ко мне еще, не забывайте меня! А сейчас вас ждет в гости моя соседка – ель.» Подходим к ели, находим письмо: «Здравствуйте, ребята! Я рада встретиться с вами. По просьбе старичка – Лесовичка я приготовила для вас вопросы-задания: - Как называются деревья, которые растут со мною рядом? (сосна, лиственница) - Чем мы похожи? (хвойные деревья; ель и сосна круглый год зеленые) - А чем отличаемся друг от друга? (у лиственницы иголки опадают; разная кора; у ели иголки растут по одной, а у сосны – по две, у лиственницы - пучками; у сосны ствол внизу голый; разные шишки: ель – длинные, сосна – округлые, лиственница - мелкие) - А как по-другому называются наши иголочки? (хвоя) - Интересно, а сможете ли вы отличить мои веточки от веточек сосны? Возьмите по одной веточке и встаньте к тому дереву, от которого эта веточка. - Какие замечательные команды у вас получились. Давайте маленько посоревнуемся. Но сначала надо придумать названия: команда, которая стоит под сосной, называется … («сосенки»), а команда, которая стоит под елью - …(«елочки»). - Как вы думаете, что можно использовать для соревнований, если нет спортивного оборудования? Проводится эстафета «Возьми свою шишку» (Участники команд по очереди бегут к общей корзине, берут шишку от своего дерева, возвращаются к своей команде и передают эстафету.) - Ну и последнее мое задание – это загадка: Дрозд, снегирь, другая птица Могут ею угоститься. Как усилится мороз, Возрастет на пищу спрос. (рябина) Молодцы, ребята! Все мои задания выполнили. А теперь вам пора, рябинка вас уже заждалась. До новых встреч!» Дошли до рябинки, берем письмо: «Ребята, здравствуйте! Заждалась я вас уже. Как и другие деревья, я приготовила для вас свои задания: - Какую пользу я приношу животным и людям? (ягоды для птиц; животные едят плоды и листья; из ягод готовят разные напитки; из древесины делают мебель, муз.инструменты; в старину делали бусы и носили как оберег) - Назовите лиственные деревья, которые растут в нашем уголке леса (береза, черемуха) - А еще я знаю, что вы знаете обо мне приметы, назовите их. ПРИМЕТЫ: В лесу много рябины – осень будет дождливой. Если на рябине листья завянут и останутся на дереве на зиму – будут сильные морозы. Рябина поздно цветет – осень будет долгой. - Спасибо вам, ребята, вижу много знаете вы обо мне, выполнили все мои задания. До новых встреч!» Появляется старичок – Лесовичок: - Здравствуйте, ребята! Порадовали вы меня. Слышу я, что и деревья очень рады. Вам понравилось путешествие? А что больше всего понравилось? Ребята, я наблюдал за вами и видел, что вы не забывали про правила поведения в лесу, напомните мне их еще разок. У меня будет к вам одна просьба: нарисуйте, пожалуйста, эти правила. И при следующей нашей встрече мы разместим ваши рисунки в уголке леса, чтобы и другие ребята не забывали их выполнять. Хорошо? Выполните? А теперь мне пора возвращаться на экологическую тропу, проверить все ли там в порядке. До новых встреч! И не забудьте про мою просьбу. Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад и выполнить просьбу старичка – Лесовичка.