Оригинaл материала размещен в выпуске № 05 (07) https://f.almanah.su/07.pdf
Актуальность проблемы определяется обострившимся противоречием между необходимостью подготовки педагогических кадров, обладающих качественно новым профессионально-личностным уровнем с одной стороны, и недостаточным использованием адекватных для реализации данной задачи подходов и методов в системе профессионального и последипломного образования с другой стороны.
В современных условиях в образовательном пространстве происходят изменения представленийо сущности педагогического образования. Обсуждаются инновационные подходы к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, педагогических вузах, способы обеспечения возможности саморазвития и самореализации личности. Общество ощущает необходимость в активном, творческом, внутренне свободном человеке, ориентированном на духовные ценности, на взаимосвязь с миром и достижениями цивилизации. В этой связи значимым для современного российского педагогического образования оказывается исторический опыт воспитания, содержащий конструктивные идеи гуманистически ориентированной педагогики и доказавший свою продуктивность в процессе взаимодействия с различными национальными педагогическими системами. Прежде всего – это педагогические системы М. Монтессори (1870-1952), С. Френе (1896-1966),Д. Дьюи (1859-1952), Р. Штайнера (1861-1925), Я. Корчака (1878-1942). Особенно активное развитие в отечественной системе образования получила педагогическая система Марии Монтессори.
Из высказываний М. Монтессори о деятельности педагога: «Любая учительница может изучить все теории и все принципы воспитания… Хороший врач, как и хорошая учительница, является индивидуальностью…»,- так оценила значение личностных качеств в профессиограмме педагога. Высокий рейтинг в мировом сообществе педагогической системы М. Монтессори обусловлен – по мнению Марио Монтессори – не только универсальностью и постоянством самого образовательного подхода, но прежде всего отбором «истинных учеников». Педагог, уважающий, а не декларирующий уважение – достоинство другого-, признающий и организующий свободную деятельность воспитанника, может стать истинным Монтессори – педагогом. Профессиональное общение с опытными педагогами на этапах обучения, стажировки, увлеченность и мастерство, открытость в обсуждении возникших вопросах способствует духовному посвящению будущих Монтессори – педагогов в уникальную образовательную деятельность. Педагог-гуманист М.Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным подходом педагога к процессу развития. В своем фундаментальном труде «Метод научной педагогики» Мария Монтессори излагает такую мысль: «В моем методе наставница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача - направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. Вот почему я заменила название «учительница» словом руководительница, наставница.... Ее руководство гораздо сложнее и важнее того, какое обычно имеется ввиду, ведь наставница руководит жизнью и душой ребенка». [1, 133-134 с.] Учителю необходимо проникнуться этим «духом ученого» и стать наблюдателем человека» [1, С.31].
Начало профессиональной деятельности Монтессори-педагога определяет цитата Марии Монтессори: «И когда учительница чувствует, что в ней загорается пламенный интерес к духовным проявлениям ребенка, глубокая радость и ненасытная жажда наблюдения детей, тогда она знает, что она - «посвященная». Тогда она начинает делаться «учительницей» [5, С.133].
Применительно к дополнительному образованию главное внимание уделяется организации развивающей среды в методе Монтессори. Педагогический метод Марии Монтессори в своей основе предполагает свободу ребенка, выраженную в деятельности, самостоятельности и дисциплине. Это возможно лишь при искусной, необычной в современных условиях работе. Педагог не учит, а исправляет самообучение свободного в своих желаниях ребенка. Важной составляющей становления Монтессори – педагога является рефлексия. Рефлексия – это самоотражение,путь поиска в себе «духовного, сущностного».Это «путь к самому себе» [5, С. 19].
Первый шаг, который должен сделать будущий Монтессори-учитель, – это подготовить себя. Важным профессиональным качествам педагога является способность к воображению. В то время как учителя обычной школы наблюдают за реальным поведением учеников, зная то, что они должны следить за ними, и то, чему они должны их учить, тоМонтессори-педагог постоянно ищет «отсутствующего» ребенка. В этом – главное отличие. Педагог, начинающий работать в образовательном учреждении, должен верить, что ребенок откроет себя в работе [5, С.19].
Почему метод Монтессориопять актуален? Современное положение системы Марии Монтессори в образовательном пространстве противостоит авторитарным подходам. Родители хотят растить ребёнка в свободной среде с социальными правилами, Монтессори - материалами, которые сам ребенок выбирает, определяет продолжительность и темп работы, решает свои задачи и удовлетворяет свои базовые потребности, с учетом сензитивных периодов развития.
Проблемы адаптации педагогики Монтессори в Российской системе образования рассмотрены в трудах М.В. Богуславского, Н.А. Каргапольцевой, К.Е. Сумнительного, Е.А. Хилтунен, М.Н. Якимовой.
С точки зрения К.Е.Сумнительного Монтессори–педагог создает условия, стимулы, среду для сенсорного развития ребенка. Педагогика М. Монтессори основана на принципе природосообразности. Это предполагает не столько формирование определенных качествребенка, сколько помогает проявлению в нем его природы. Развитие – это функция, присущая каждому ребенку, и чтобы она была реализована, нужно, чтобы взрослый не мешал, а, создавал среду определенного характера, предлагал детям стимулы, необходимые для развития. «Необходимо разбудить в ребенке то, что в нем дремлет, а не то, чего от него хотят увидеть педагоги и родители» [9, С.18].
Е.А. Хилтунен в интервью так констатирует интерес к Монтессори-педагогике: «Главное, что произошло за последние годы, можно назвать открытием заново этого педагогического направления. Сегодня большинство педагогов, да и родителей, знают имя великой итальянки и, хотя нередко поверхностно, но все же знакомы с педагогикой.Популярность Монтессори-педагогики в России, безусловно, растет... Возможно, этим педагогическим направлением воспользуются учреждения дополнительного образования, особенно детские и родительские клубы по месту жительства, как, собственно, это и было 100 лет назад в Италии» (Отрывок из интервью Монтессори интернет – журналу PRESS)
В настоящее время Монтессори - метод успешно применяется в системе дошкольного и дополнительного образования. Растет число центров дополнительного образования, реализующих систему Марии Монтессори в России. Федеральным государственным стандартом утверждена и реализуется в ряде детских садов основная образовательная программа для детей дошкольного возраста. Главное внимание в этой системе уделяется организации развивающей среды и применению Монтессори-материалов. Уровень мастерства Монтессори-педагога зависит не только от научно-теоретической подготовки, но в большей степени от его личностных качеств. Картина соответствия или несоответствия личностных качеств Монтессори-педагога, ценностей, убеждений, потребностей, установок, могут содействовать или препятствовать продуктивному решению педагогических задач. Профессионализм Монтессори-педагога определяет успех воспитательного процесса. Наиболее значимыми профессиональными качествами является способность к социальной перцепции: наблюдательность, внимание к индивидуальности, эмпатия, рефлексия. Без достаточно высокого уровня социальной перцепции невозможен успех педагогической деятельности любого специалиста в системе образования, а особенно в Монтессори-педагогике.
В.Н. Сорока-Росинский отмечал, что в педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся, о личности педагога, как, пожалуй, о самом важном факторе воспитания, о значении примера, который подает педагог. Но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность [10, С.123]. Профессиональная успешность зависит от способностей работника,его компетентности. Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума (особенности его познавательной, эмоциональной, волевой деятельности) и отношения личности. Соответствие степени выраженности какого-либо индивидуального психического свойства высокому уровню профессиональной успешности позволяет считать это свойство профессионально значимым, то есть относить его к способностям. Социально-перцептивная компетентность Монтессори-педагога является одной из важнейших составляющих его профессиональной компетентности, которая обеспечивает взаимопонимание и гуманное отношение с субъектами образовательного процесса.
С целью подготовки и переподготовки Монтессори-педагогов совершенствуется нормативная и правовая база, разрабатываются научно-методические, информационных и материально-технические ресурсы. Создаются ассоциации, объединяющие Монтессори-педагогов России, учебные центры в разных регионах страны на базе государственных и частных высших образовательных учреждений педагогического профиля. Так, в 2012 году в Москве создан Международный институт Монтессори-педагогики — учреждение дополнительного профессионального образования.
В институте организована методическая поддержка центров и педагогов, имеется возможность по комплектованию Монтессори-среды. Особое внимание уделяется методическому сопровождению педагогического процесса, особенностям взаимодействия с родителями.
С целью объединения усилий педагогов в 2007 году была создана Межрегиональная Монтессори-Ассоциация (ММА). Ассоциация-это некоммерческая организация, объединяющая родителей, педагогов, руководителей. Управлением организациями Монтессори-педагогики занимаются представительства ММА: Уральское, Центральное, Дальневосточное, Северо-западное, Сибирское. С 2014 года ММА ежегодно проводит три события: Международный фестиваль «Монтессори весна» в Москве, Слет управленцев и руководителей в Сочи и Конференцию «Санкт-Петербургские монтессори-чтения» в Петербурге. В 2016 году правление ММА создало «Стандарт ММА» в помощь специалистам и родителям в понимании метода, самоопределения и развития в нем. На основе Стандарта ведется подготовка педагогов в «Международном институте Монтессори-педагогики» (Москва), «Евразийском Центре Монтессори-Педагогики» (Екатеринбург), Учебном центре «Санкт-Петербургской Монтессори-школы Михайловой». Создана рабочая площадка сетевых лабораторий «Качество практик индивидуализации в дошкольном образовании».
Современные тенденции обучения методу Монтессори-педагогов – это обучение философии жизни, основывающаяся на уважении к личности, воспитании уверенности в себе, умении общаться с окружающим миром. За последние несколько лет случился поистине колоссальный прорыв в распространении метода Монтессори по всему миру. Все больше родителей выбирают образование Монтессори для своих детей, заботясь об их настоящем и будущем – школ. Профессиональное общение Монтессори-педагога становится условием успешной социализации и воспитания личности. Растет и огромная потребность в профессиональных педагогах, увеличивается запрос от общества в отношении количества и качества новых Монтессори центров.
Список использованной литературы:
1. Борисова Л,Н. Педагоические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа: дис. … канд. пед. наук -Курск, 1999.-90с.
2. Каргапольцева Н. А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности: монография. — М.: Педагогический вестник, 1999.-184 с.
3. Максутова Л. А. Реализация педагогического наследия М. Монтессори в профессиональной подготовке учителя: дис.... канд. пед. наук./ Л. А. Максутова; Ин-т педагогики и психологии проф. обр.РАО.- Казань, 2010.-197 с.
4. Монтессори М. Разум ребенка/Глава из книги/Под общ. Ред. Е. Хилтунен, О Лаптевой. –М.: Граль, 1997.-175с.
5. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Карапуз, 2009.-228 с.
6. Монтессори М. Впитывающий разум. - СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009.- 320 с.
7. Монтессори М. Дети — другие. — М.: Карапуз, 2004.-336 с.
8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детскийсад по системе Монтессори» / Под ред. Е.А. Хилтунен; [О.Ф. Борисова, В.В. Михайлова,Е.А. Хилтунен]. — М.: Издательство «Национальное образование», 2014.-186 с.
9. СумнительныйК.Е.Тайна освобождения ребенка. Почему метод М. Монтессори опять актуален?/К.Е.(Сумнительный// Проблемы современного образования.2011.-с.18-19.
10. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения/ В. Н. Сорока-Росинский. – Москва.: Педагогика,1991.-240с.
11. Фаусек Ю. И. Детский сад Монтессори. - М.: Издательский дом «КА-РАПУЗ», 2007.- 240 с.
12. Хилтунен Е. А. Толкование детства. Из дневников Монтессори-педагогов. - Екатеринбург: Народная книга, 2013.-356 с.
Фрагмент электронного ресурса
1. Хилтунен Елена Александровна [Электронный ресурс] / Монтессори интернет – журналу PRESS /Персоны. – Россия, Режим доступа: http://montessori-press.ru/persony/rossija/hiltunen-elena-aleksandrovna.html
razilia1973@rambler.ru, umka676088@mail.ru, 8 (912) 816-64-55