НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Быковская Е. А. Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников


Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf

Цель. Расширить теоретические знания и практические умения в вопросах сотрудничества с семьями воспитанников.
Формирование семейных ценностей у дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образования. А что же можно отнести к семейным ценностям? Прежде всего - это история семьи, обычаи, традиции, нормы, правила и манера поведения, взгляды, всё то, что отличает одну семью от другой. К сожалению, сегодня семья претер­певает существенные изменения. Социально-экономические ре­формы ухудшили положение семьи, детей, молодёжи. Многие родители самоустранились от воспитания детей. Напряжение возрастает, оттого что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспита­нию. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная пере­дача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребенка. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения. Наше ДОО работает с учётом программы «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, для нас особенно важным является его утверждение о том, что схемы семейного поведения, демонстрируемые родителями, должны быть адекватны и представлять собой образы культурного, продуктивного отношения между людьми. Современная наука постулирует именно равенство педагогов и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных. Общение сконцентрировано на установлении контактов и педагогическом просвещении родителей. Педагоги ДОУ располагают потенциальными возможностями помочь родителям в воспитании детей. Общение педагогов с родителями – это, прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.
Компетентность педагога проявляется в его способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью.
Ряд положений, влияющих на характер общения:
- восприятие воспитателями родителей как социальных заказчиков;
- установка на безоценочное общение, диалог;
- выбор актуальных тем общения;
- активизация и учет личного опыта родителей;
- вариативность содержания, форм и методов оказания педагогической помощи родителям.
 Таким образом, можно утверждать, что компетентный педагог способен спланировать и построить процесс общения, использовать разнообразные формы взаимодействия, методы и приемы активизации родителей, учесть их запросы и пожелания, найти взаимопонимание с каждым родителем, в том числе и с «трудным».
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Кроме теоретических постулатов педагогов-психологов есть и нормативная база для ДОУ, которая очерчивает обязанности детского сада по данной теме. Прежде всего, это ФГОС ДОО, в соответствии с которым дошкольная образовательная организация обязана: -
-информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В своей работе мы используем целую систему оздоровительной работы
ü оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
ü комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”,
ü оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей,
ü физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии -оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, тактильные дорожки);
ü организация рационального питания;
ü медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
ü соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
Формы организации здоровьесберегающей работы:
ü физкультурные занятия
ü самостоятельная деятельность детей
ü подвижные игры
ü утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
ü двигательно-оздоровительные физкультминутки
ü физические упражнения после дневного сна
ü физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
ü физкультурные досуги
ü спортивные праздники
Главным в оздоровлении ребенка является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.
Важным условием успешной работы с семьёй является выдвижение первоочередных целей:
ü Повышение уровня педагогической культуры родителей в вопросах здоровья сбережения.
ü Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Эффективными формами работы с семьей являются:
ü Индивидуальные беседы с родителями.
ü Организация консультационной работы, с помощью которой родители приобретают практические навыки по вопросам оздоровления. Тематика их разнообразна: «Игровой самомассаж для детей», «Закаливание и здоровье», «Организация семейных прогулок» и т. д.
ü Популярной формой работы является наглядная агитация в уголке для родителей:«Культурно – гигиенические навыки в детском саду и дома», «Профилактика простудных заболеваний», «Как одеваться, чтобы не перегреваться»; информационные стенды «Растём здоровыми», информационные листки «Чистота – та же красота», ширмы «Закаливание детей в семье и дома», газета «В здоровом теле здоровый дух».
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах:
ü воспитания,
ü оздоровления,
ü распорядка дня,
ü двигательной активности,
ü культурно-гигиенических процедур,
ü развития двигательных навыков.
Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах. Принимая участие в подобных мероприятиях родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Дети же получают огромную радость, видя, как их родители демонстрируют своё умение бегать, прыгать, соревноваться. Семья получает заряд бодрости, хороший эмоциональный настрой, удовольствие от взаимного общения. Ведь не секрет, что очень важным фактором здоровья ребёнка является его эмоциональное благополучие и комфорт.
Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения законов здоровой жизни.
Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве, с возрастом становятся все более выраженными и ведут к ограничению возможностей ребенка, снижению его работоспособности и в итоге – к серьезным заболеваниям.
И в конце хочу вспомнить притчу:
«Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец».
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Именно эту идею мы — педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка, приведя его в детский сад. Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Методическая литература:
Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ.
Буланова Д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития (2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2007г.
Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007. – 265с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Интернет ресурс.

2021