Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Иванченко О.В. Наставничество как фактор адаптации молодого педагога в образовательном процессе

Библиографическое описание:
Иванченко О.В. Наставничество как фактор адаптации молодого педагога в образовательном процессе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Одной из главных задач, которые стоят перед современной школой, является личностное развитие детей, мотивация интереса к учебе. Поэтому очень важно, кто придет учить подрастающее поколение. Современная школа, как никогда, нуждается в молодых педагогах. От молодого специалиста ждут профессиональных знаний, умений, желания работать с детьми и стремления к постоянному саморазвитию.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят способность [1]:

- самостоятельно учиться;

- оценивать ситуацию и свои возможности;

- принимать решения и нести за них ответственность;

- адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;

- вырабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации;

- определять цели и задачи, планировать свою деятельность;

- осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты своей деятельности;

- повышать свою квалификацию.

Средний возраст учителя в российских школах, по данным Минпросвещения на 2021 год, составляет 45-47 лет. В целом наибольшее количество учителей относится к возрастной категории от 45 до 54 лет – около 400 тысяч человек, а наименьшее количество – до 25 лет и после 65 лет.[2]

Дефицит молодых специалистов стал для учреждений образования одной из главных проблем (наряду с нехваткой финансовых ресурсов). Молодежь нередко уходит из профессии в течение первых лет работы. Основные причины ухода - несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Все это свидетельствует о том, что необходимы специальные меры по интеграции молодых специалистов в профессию с целью создания условий для их успешной профессионализации и полноценной самореализации (адаптация на рабочем месте, профессиональное обучение и мотивация к эффективной деятельности) [3].

Важная роль здесь принадлежит наставникам-методистам. От их грамотной работы, от уровня взаимодействия с молодыми специалистами во многом будет зависеть результат. Важно, чтобы администрация школ знакомила молодых специалистов с особенностями своего учреждения и спецификой его работы, с коллективом сотрудников и принципами подбора кадрового состава.

Педагог-наставник – это не только тот, кто направляет молодого специалиста, консультирует его, но и главным образом тот, кто морально поддерживает начинающего педагога, способствует укреплению уверенности в собственных силах. Это человек, готовый взять на себя ответственность за наставничество, он должен обладать опытом, профессионализмом, лидерскими качествами, доброжелательностью, готовностью отдавать, делиться [4].

Наставник должен обладать следующими характеристиками:

1. Наставник в первоначальном значении слова – мудрый советчик, пользующийся доверием подопечного. У истоков успешной деятельности любого человека рядом с ним обязательно находился кто-то, кто заботился о его росте и развитии. Этим человеком может быть его наставник. Он представляет ролевую модель для подопечного в корпоративном и квалификационном поведении.

2. Высокие жизненные ценности. Авторитет среди коллег.

3. Тьютор, помощник. Личное желание. Всем известно, что любое дело спорится, если у исполнителя есть желание этим заниматься. Если наставничество воспринимается как дополнительная нагрузка, тяжелое бремя, ничего хорошего из этого не получится.

4. Эксперт. Влиятельность. Наставник должен быть способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения. Для этого ему необходимо пользоваться авторитетом, как у руководства, так и в коллективе. Только тогда он получит кредит доверия от своих партнеров по коммуникации.

В зависимости от того, какие проблемы сопутствуют педагогическую деятельность молодого специалиста, осуществляется подбор опытного педагога на роль наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута [5].

Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре) [6].

Профессия учителя начальных классов почётна и актуальна много десятилетий подряд и останется такой в ближайшем будущем. В начальной школе закладывается фундамент, на котором далее будет строиться жизнь человека. Человек, принявший решение связать свою жизнь с нелегкой профессией учителя, должен понимать, что на его плечи ложится груз ответственности.

Особенность этой профессии в том, что она предполагает собой постоянное общение с детьми, которые имеют свои взгляды, правила, убеждения и миропонимание. Объектом и предметом труда учителя является не просто человек, а его душа, духовность, внутренний мир. Педагогам доверен важный социальный заказ - воспитание нового поколения. Трудом учителя в школе создается будущее страны.

С целью организации поддержки и методической помощи молодым специалистам школа может осуществлять работу с ними по следующим направлениям:

- организационные вопросы;

- планирование и организация работы по учебным предметам;

- планирование и организация методической работы;

- работа со школьной документацией;

- работа по саморазвитию;

- контроль за деятельностью молодых специалистов.

Работа с молодыми специалистами может включать в себя следующие этапы:

1 этап – адаптационный (знакомство молодого педагога с коллективом и особенностями образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении);

2 этап – основной (составление ежегодного индивидуального плана повышения теоретического уровня и деловой квалификации);

3 этап – заключительный (анализ результативности профессионального развития молодых педагогов. На данном этапе усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение им эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности). Итоговым показателем профессионального становления педагога может быть проведение открытого урока [7].

В содержание деятельности необходимо включить следующие виды деятельности:

1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей;

2. Планирование и анализ деятельности, составление карты индивидуального образовательного маршрута для педагога;

3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;

4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы; методическая помощь в организации проведения урока;

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели и т.д.) и включение молодых педагогов в самообразовательную и исследовательскую деятельность;

7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей (сам действует, пробует, а наставник оказывает поддержку, помогает);

8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности;

9. Посещением уроков молодых специалистов.

Привлечение в сферу образования талантливой и профессиональной молодежи, повышение престижа и социальной значимости профессии педагога, улучшение качества образования является очень важной задачей на сегодняшний день.

Библиографический список

1. Личность и профессиональная компетентность современного педагога (Педпортал – Библиотека материалов для работников школы) / Режим доступа: http://www. pedportal.net

2. Российский учитель – что мы о нем знаем? Режим доступа:https://mir24.tv/news/16544004/rossiiskii-uchitel-chto-my-o-nem-znaem-infografika

3. Реализация мероприятий по привлечению молодых педагогов в школе. Режим доступа: https://obrazovanie-gid.ru/dokumentaciya/realizaciya-meropriyatij-po-privlecheniyu-molodyh-pedagogov-v-shkole.html

4. Наставник. Мнение педагогов. Режим доступа https://ug.ru/nastavnik/

5. Роль наставничества в моей педагогической практике. Режим доступа https://урок.рф/library/rol_nastavnichestva_v_moej_pedagogicheskoj_praktik_205809.html

6. Наставник молодого педагога: описание опыта работы. Режим доступа http://umoslovo.ru/index.php/shkola-molodogo-pedagoga/821-nastavnik-molodogo-pedagoga-opisanie-opyta-raboty

7. Роль наставничества в моей педагогической практике. Режим доступа: https://урок.рф/library/rol_nastavnichestva_v_moej_pedagogicheskoj_praktik_205809.html

8. Привлечение и закрепление молодых учителей в школе как приоритетное направление кадровой политики в образовании. Режим доступа https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/05/22/privlechenie-i-zakreplenie-molodyh-uchiteley-v
2023