НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Максименко Н.Н. Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Максименко Н.Н. Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/72-2.pdf.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступных его пониманию конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно-нравственное воспитание.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.

Исходя из цели, формулируются задачи:

- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

- воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Методы и формы работы с детьми в духовно-нравственном направлении. Работая с детьми, активно использую разнообразные формы и методы проведения занятий, рассмотрим наиболее часто используемые:

- словесно-образный: чтение литературных произведений воспитателем;

· беседы с элементами диалога;

· рассказы по схемам, иллюстрациям;

· проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров и др.

· - наглядно-действенный: наблюдения;

· экскурсии;

· показ сказок;

· рассматривание иллюстраций, репродукций картин;

· дидактические игры;

· целевые прогулки и т.д.

· практический: игры строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.; оформление коллекций на различную тематику;

· конкурсы, викторины;

· вечера с родителями, для родителей и детей;

· изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.

При организации деятельности педагог использует и другие методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

В своей работе так же пользую метод педагогического проекта. Данный метод дает возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников.

Это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта и его презентации. Задача педагога стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Очень важно интегрировать содержание духовно-нравственного воспитания в различные виды детской деятельности, в том числе:

- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;

- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- в театрализованную деятельность: позволяющую воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.

- в музыкально-художественную деятельность: углубляющую знания детей в области духовной, классической музыки расширяющую кругозор по изобразительному искусству.

Опираясь на положительный опыт вышеуказанного дошкольного учреждения, рекомендуются следующие формы работы:

- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;

- беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;

- слушанье классической, духовной музыки;

- чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;

- посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовно-нравственными ценностями;

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

- проведение совместных праздников с родителями;

- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.

Как бы много не говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым.

Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Так как первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищённости и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь ребенок учится милосердию, состраданию, правдолюбию – именно родители и первые воспитатели закладывают основу духовно-нравственного воспитания маленького человека.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача воспитателя – помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи.

В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается: консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Помимо этого, взаимодействие с семьями рекомендуется организовать работу по следующим направлениям:

1.Образовательное направление, предполагающее проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного воспитания и развития детей. Данные встречи посвящаются семейным традициям, годовому кругу праздников, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи. например: оформление фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», изготовление поделок, конкурс рисунков. Педагоги задействуют родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

2.Организационно-методическое направление - взаимодействие с семьей, проведение семейных праздников с участием и родителей и детей. Данное взаимодействие предполагает совместную досуговую деятельность, экскурсии, театрализованные представления, подготовку и проведение мероприятий духовно-нравственного содержания. Таким образом, семья играет центральную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания.

Библиографический список

1. Банникова, Н. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. А. Банникова, В. В. Сташкова, В. П. Мурашкина, И. Б. Климова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99205/;

2. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий». - Волгоград: Учитель, 2007 г.;

3. Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и педагогических работников ДОУ». - М.: АРКТИ, 2006 г.
2023