Введение
Всемирная организация здравоохранения включила чтение в перечень показателей, характеризующих здоровье нации и качество образования. Чтение – это приобщение к особому виду искусства; фундамент, на котором должна развивается личность каждого человека.[14; 26 ]В век информационных технологий понятие «читательский кругозор» остается значимым и актуальным. К счастью, люди по-прежнему читают, но все же иногда предпочитают не делать этого, полагаясь на различные информационные источники: телевидение, интернет, печатные средства массовой информации. Переработанная, сжатая, пересказанная информация из вторичных источников дает очень мало для саморазвития и самосовершенствования, развития кругозора. Между тем читательский кругозор - это не просто объем знаний и эрудиция, это - широта духовных интересов человека.
Глядя на общее снижение в обществе интереса к чтению, большую увлеченность подростков компьютерными играми и общением в социальных сетях, ученые утверждают: если к 12 годам ребенок не становится активным читателем, если он в свободное время не читает самостоятельно выбранные книги, то этот пробел в своем развитии он в полной мере никогда не восполнит. [16; 35] Поэтому развивать любовь и интерес к чтению и, конечно, читательский кругозор с ранних лет, очень важно.
Проведенные нами исследования показали, что и в нашей школе есть ребята, которые утверждают, что редко или без удовольствия читают художественную литературу (5%), довольно большое количество учеников в ходе анкетирования указали, что читают только те книги, которые изучаются в рамках школьной программы (54%). (Приложение № 1)
Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни - школьную, домашнюю, досуговую.
Отношение к использованию новых информационных технологий у современных школьников носит прикладной характер. Книга с этих позиций воспринимается как излишне объемный источник информации, который требует больше времени и труда.
Как же заинтересовать сверстников книгой? Как убедить их в том, что осознанное чтение, которое заставляет погружаться в историю создания произведений, в биографию авторов, каждый раз узнавать что-то новое, дает огромный стимул к развитию, делает нас образованными и культурными людьми с широким читательским кругозором? А это, в свою очередь, позволит быть интересными в общении людьми, успешными профессионалами и просто разносторонними личностями.
Ответы учеников на вопросы нашего опросника «Проблемная ситуация» показали, что для многих удобным и интересным, а также авторитетным источником информации мог бы стать тематический сайт, посвященный литературе. (Приложение № 2).
Нужно активнее использовать при расширении читательского кругозора современные средства обобщения и презентации информации. Например, такие как тематический web-сайт. Создание такого информационного продукта увлекательная работа, которая может в будущем быть интересна сверстникам, поможет им как можно больше узнать о литературе в целом, о конкретных произведениях и конкретных авторах.
Итак, противоречие, которое мы обнаружили, состоит в том, что знакомство не только с текстами художественных произведений, но и с биографиями авторов, с историко-литературными фактами о произведениях имеет большой познавательный и нравственный потенциал, способствует расширению читательского кругозора школьников, но у многих современных подростков нет мотивации к знакомству с дополнительной информацией по предмету «Литература», способствующей расширению читательского кругозора.
Проблема: каковы эффективные средства расширения читательского кругозора современных подростков?
Цель: создание web-сайта как одного из средств расширения читательского кругозора.
Объектом является процесс проектирования тематического web-сайта «Литературный Петербург».
Предметом – тематический web-сайт «Литературный Петербург» как одно из эффективных средств расширения читательского кругозора.
Гипотеза: процессу расширения читательского кругозора школьников может способствовать:
- изучение круга их читательских интересов; проблем, с которыми сталкиваются ученики в процессе знакомства с произведениями литературы.
- использование для расширения кругозора у подростков современных средства презентации и обобщения информации (в частности web-сайт).
Задачи:
1. рассмотреть понятие «читательский кругозор»;
2. изучить уровень сформированности читательского кругозора школьников;
3. спроектировать тематический web-сайт «Литературный Петербург» как одно из средств расширения читательского кругозора.
Теоретической основой послужили работы П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Б.Д. Эльконина, В.В.Мержевич, В.Р.Печниковой и др.
Глава 1. Расширение читательского кругозора подростков
1.1. Что такое читательский кругозор?
Чтение художественной литературы – прекрасная возможность для каждого приобщиться к опыту человеческой истории, прожить вместе с автором и героями особенности различных взаимоотношений между людьми, усвоить культурные нормы, образцы и ценности.Известно, что современные старшеклассники не всегда осознают важность чтения, читают мало, часто лишь популярную и учебную литературу, а из художественной родной и мировой литературы не всегда выбирают действительно лучшие образцы. Часто это лишь развлекательное чтение, ориентирующее на облегченное восприятие читаемого. Это заставляет по-новому взглянуть на проблему формирования читательского кругозора, глубже осознать воспитательную возможность искусства слова.
Нужно согласиться с мнением ученых и педагогов, которые утверждают, что состояние чтения детей и подростков в настоящее время - это часть общих проблем чтения и грамотности современной России в целом. [14; 22].
Очевидно, что чтение сегодня заменяется современной молодежью телевидением, компьютером. Если подростки читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Что же нужно делать для того, чтобы чтение стало не просто ежедневным занятием, но любимым видом деятельности для молодых людей?
Чтобы ответить на этот вопрос, представляется важным уделить внимание рассмотрению такого понятия как «читательский кругозор».
Чтение художественной литературы расширяет кругозор любого человека, предоставляя ему значительную информацию о многих сторонах жизни. Хороший читатель узнает из книг об иных людях и их интересах, об иных временах, о ближних и дальних странах и о многом другом. Но может быть читательский кругозор - это просто хорошие знания в области литературы, т.е. эрудиция? Попробуем сопоставить эти понятия.
Читательский кругозор - объем познаний, интересов и представлений о литературе, позволяющий читателю выстроить систему понятий об окружающей его действительности и характеризующий уровень его интеллектуального, психологического и культурного развития [6, 47]. Эрудиция же – это только значительный объем знаний.
При сопоставлении этих определений становится очевидно, чем читательская эрудиция отличается от читательского кругозора. Эрудиция предполагает глубокие познания в одной (или нескольких) областях, о чем нам говорят многочисленные словари. Эти познания не являются ни ежедневно необходимыми, ни жизненно важными, они лишь отражают то, что человек имеет глубокие знания в той или иной области.
Общий кругозор — это информация, которой мы пользуемся каждый день. Знания, помогающие нам жить и ориентироваться в мире. Эрудиция и общий кругозор непосредственно пересекаются, но тем не менее это разные понятия, и основным их отличием является наличие у общего кругозора системности, не присущей эрудиции.
Человек может быть очень эрудированным, но это никак не помогает ему в жизни, а иногда даже мешает в общении с другими людьми. А личность с развитым читательским кругозором - это человек, который может свободно применять имеющиеся знания на практике. Читатель с широким кругозором может самостоятельно и уверенно делать собственный выбор книг для чтения, не ограничивающийся только списком литературы по программе. Такой читатель готов уверенно и убедительно порекомендовать книгу для чтения своему сверстнику, вообще любому человеку. Именно такой читатель не останавливается на том, что уже узнал из прочитанных книг. Он стремится узнать, как можно больше обо всем: об авторе и особенностях его биографии, об истории создания художественного произведения, о героях и их прототипах, о предполагаемых или реальных местах развития событий.
Помогают ли все эти новые знания понимать литературу лучше? Мы уверены, что помогают. Личный интерес и дополнительная информация делают обычного ученика, иногда даже начинающего читателя, настоящим соавтором писателя. Он фантазирует более свободно, может обобщать и понимать подтекст произведения, всю глубину авторского замысла.
Итак, расширение читательского кругозора — задача очень важная. Этим занимаются и школа, и родители, и средства массовой информации в образовательных передачах. Можно узнавать историко-литературный сведения самыми различными способами и из различных источников. Но при этом читатель должен быть заинтересован в этом процессе лично, должен хотеть знать о литературе больше. Именно такое отношение к чтению и литературному образованию может сделать каждого из нас компетентным и грамотным читателем, который никогда не остановится в своем развитии и самосовершенствовании.
1.2. WEB – сайт как средство расширения читательского кругозора школьников
Современные подростки утверждают, что многие из них перестали читать, «потому что появился компьютер, мобильная связь и другая техника», «удобно брать информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом таких утверждений становится категоричный вывод: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».Сегодня интерес к использованию новых информационных технологий у подростков носит прикладной, практический характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять - выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этой точки зрения требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: «читать долго и лень», «не хочется тратить время за книгами».
Итак, сейчас не найти подростка, которого не интересовал бы компьютер. Школьники с легкостью осваивают новые информационные технологии, общаются друг с другом посредством электронной почты, знакомятся через интернет, участвуют в международных телекоммуникационных проектах, часами играют в компьютерные игры или путешествуют по сети. Учитывая этот огромный интерес, можно предположить, что использование компьютерных технологий может способствовать расширению читательского кругозора у современных школьников.
В процессе работы над проектом мы выяснили предпочтения подростков в ходе поиска интересной и познавательной информации, которая помогает расширять кругозор (в том числе и читательский). Среди информационных источников школьники 7–11 классов назвали книги, энциклопедические справочники, телевизионные просветительские передачи, но большинство все-таки отдают предпочтение интернет-источникам (68%). Приложение №2
Среди преимуществ поиска информации в системе интернет ученики назвали оперативность, простоту, значительный объем. Говоря о недостатках работы во всемирной паутине, ответившие на вопросы опросника «Проблемная ситуация» назвали недостоверность информации, большое количество мешающей рекламы и отсутствие понятного структурирования.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что было бы правильно, учитывая наши знания о достоинствах и недостатках интернет-сайтов, создать свой собственный web-сайт определенной тематики, на котором можно будет найти проверенную и уже отобранную информацию по литературе, которая поможет подготовиться к уроку, создать собственное сообщение, узнать дополнительные интересные факты о сюжете и истории создания произведений, биографиях писателей и поэтов.
В связи с этим необходимо рассмотреть теорию, связанную с классификацией сайтов, этапами их создания и тестированием.
Существует два способа разработки сайта: ручной и с использованием конструктора.
Первый способ - ручной вариант создания сайтов. Если использовать ручные методы для создания сайта, то его дизайн, или, как еще называют, графическое оформление, тоже надо будет создавать вручную. И для этого применяют абсолютно любые графические редакторы. Однако, вручную можно выполнить редакцию уже готовых шаблонов – как бесплатных, так и платных.
Второй способ предполагает использование в работе конструктора сайтов. Конструктор сайтов – это система из набора инструментов, которая позволяет создавать сайты онлайн и администрировать их без каких - либо специализированных знаний.[12; 30] С помощью такой системы можно выбрать тип будущего сайта (визитка, тематический, коммерческий и т. д.), готовый шаблон дизайна, цветовое оформление и модули, которые будут на нём отображаться.
При таком подходе не нужно пользоваться языками программирования для публикации различных страниц. Конструкторы сайтов делают эту работу автоматически.
Среди наиболее известных конструкторов сайтов можно выделить следующие: A5, Wix, Nethouse, Umi, Setup, Fo.ru, Ucoz, Redham.
К основным достоинствам конструкторов сайтов относятся следующие:
- они просты в использовании, всё делается пошагово и легко;
- не нужно работать со сложными кодами HTML и FTP;
- разделение дизайнерской и текстовой частей: макет хранится отдельно от текста (если нужно сменить дизайн, это можно сделать, не подвергая изменениям содержательную часть);
- наличие готовых шаблонов макетов, для создания которых вне конструктора требуется знание языка программирования HTML.
- лёгкость загрузки изображений (изображения можно добавлять, не выходя из браузера и сразу размещать на страницах, создавать галереи либо делать их частью дизайна макета);
- богатый набор дизайнерских шаблонов на любой вкус;
- оперативная публикация страниц (изменения отображаются сразу же после их внесения);
- надёжность, т.к. все файлы хранятся на сервере конструктора (это значит, что не стоит беспокоиться о создании резервных копий данных или о возможности взлома - обо всём этом заботится персонал по обслуживанию серверов выбранного конструктора сайтов);
- некоторые конструкторы, например, Wix, Nethouse, позволяют переносить готовый сайт на другой хостинг.
Выделяются следующие виды сайтов:
• персональные сайты или персональные страницы
• личные блоги
• сайты-визитки
• сайты-галереи
• официальные сайты компаний
• тематические сайты
• промо-сайты
• новостные сайты
• корпоративные сайты
• сайты-порталы
• контент-проекты
Персональный сайт – это сайт, с содержанием, описывающим сферу интересов какого-либо человека. Обычно он создается самим владельцем с целью заявить о себе, найти друзей, единомышленников, людей со схожими взглядами и т.д. Объем такого сайта не большой и часто ограничивается одной страницей (отсюда и название «персональная страница»).
Личный блог (от англ. blog, weblog) – это web-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения, мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке и предлагаемые к обсуждению сторонними читателями с помощью комментариев.
Сайт-визитка – это наиболее распространенный вид сайтов. По сути, сайт-визитка – это электронный аналог традиционной бумажной визитки. Основное назначение сайта – представить своего владельца и дать максимум сведений, необходимых для контакта с ним – адрес, телефоны, e-mail и т.п.
Сайт-галерея – это, прежде всего, интернет-выставка каких-либо собственноручно выполненных работ. Он может быть полезен дизайнеру, художнику, фотографу, мастеру или группе какого-либо прикладного творчества – любому автору, стремящемуся заявить о себе. Главной отличительной чертой сайта-галереи от сайта-визитки является наличие встроенной в него фотогалереи.
Официальный сайт компании – это представительство компании в глобальной сети, место публикации всех новостей и информации, которую руководство компании хочет донести до общественности.
Тематический сайт – это web-ресурс, посвященный какой-то одной теме. Обычно, тематический сайт – это достаточно большой виртуальный массив информации, своего рода, специализированный тематический журнал, в котором авторы сайта рассматривают избранную ими тему достаточно подробно и разносторонне.
Промо-сайт – это почти всегда сайт, который создается специально для продвижения какого-либо товара (группы товаров) или услуги.
Промо-сайт – это, прежде всего, рекламный инструмент.
Новостной сайт – это мощный, информационный ресурс, посвященный новостям из какой-либо области. Это могут быть как новости политики, науки, культуры, спорта, так и новинки сферы высоких технологий, моды и т.д.
Корпоративный сайт – это фирменный коммерческий сайт компаний. Солидное интернет-представительство компании. Оптимальное решение для всех компаний, которые хотят стать лидерами в своей сфере бизнеса.
Сайт-портал – это наиболее мощный и самый сложный вид сетевого ресурса, который может быть посвящен как одной теме, так и нескольким. Благодаря обширному информационному содержанию сайтов-порталов, они интересны не только посетителям, но и поисковым системам, которые в последнее время все большее значение уделяют контенту.
Контент-проект – это сайт, который представляет собой обширное собрание каких-либо тематических материалов – книг, статей, аудио и видео файлов, др. Основная задача такого сайта – привлечь посетителей, интересующихся определенной тематикой и перенаправить их на сайты партнеров.
При работе над сайтом необходимо пройти несколько обязательных этапов, среди наиболее значимых можно выделить следующие:
1. анализ и проектирование сайта
2. разработку визуальной составляющей сайта
3. информационное наполнение сайта
4. тестирование
5. публикация
Анализ и проектирование сайта предполагает рассмотрение аналогичных сайтов с выделением их сильных и слабых сторон. Важно помнить, что любой сайт проектируется исходя из интересов предполагаемой аудитории.
Информационное наполнение сайта. Очень важным является определение информационного наполнения сайта (контент). Нужно помнить о том, что информация должна быть интересна для целевой аудитории и качественно оформлена.
Разработка визуальной составляющей сайта. Это этап включает разработку дизайна, графических элементов, обработку графики и все, что с ней связано. Разработка всегда осуществляется на бумажном носителе, чтобы определить лучший вариант расположения типовых элементов, так как страницы оформляются в едином стиле, то создается шаблон.
Тестирование. Проверяется удобство навигации, целостность данных, корректность ссылок и орфография. Иногда эту работу выполняют сами разработчики, а иногда -другие люди.
Публикация. В процессе публикации сайт размещается в интернете. Для этого можно воспользоваться бесплатным хостингом либо разместить сайт у провайдера.
Выводы по 1 главе
1. Чтение художественной литературы расширяет кругозор любого человека, предоставляя ему значительную информацию о многих сторонах жизни. Хороший читатель узнает из книг об иных людях и их интересах, об иных временах, о ближних и дальних странах и о многом другом.2. Опираясь на интерес учащихся к новым информационным технологиям, нужно создавать информационные ресурсы, которые будут способствовать расширению читательского кругозора.
3. Одним из наиболее эффективных и надежных средств развития кругозора читателя может стать знакомство с различной информацией на тематических web-сайтах, посвященных вопросам чтения и литературы.
4. В процессе разработки сайта необходимо учитывать информацию о существующих способах их создания, различных видах классификаций сайтов и содержании этапов данной деятельности, учитывать особенность и потребности целевой аудитории.
2. WEB-сайт «Литературный Петербург»
2.1. Изучение читательского кругозора старшеклассников.
В научной литературе описаны разнообразные приемы изучения и выявления широты читательского кругозора. К наиболее распространенным относят: анализ письменных работ (сочинения, письменные ответы на вопросы, рефераты, отзывы о прочитанных книгах и другое), анкетирование, изучение библиотечных формуляров, тестирование. [1].Для того, чтобы изучить не только уровень знаний учеников о литературе, но и их интерес к знакомству со всем новым, что касается содержания произведений и фактов биографии авторов, мы разработали и предложили ученикам нашей школы анкету (Приложение 1). К участию в анкетировании мы пригласили учеников Нижнеиргинской школы с 7 по 11 класс в возрасте с 13 до 18 лет.
В анкету были включены следующие вопросы:
1. Можешь ли ты сказать, что чтение занимает важное место в твоей жизни?
2. Читаешь ли ты художественную литературу и почему?
3. Какую книгу ты бы назвал (а) ХОРОШЕЙ?
4. Какую книгу ты бы назвал(а) ИНТЕРЕСНОЙ?
5. Можешь ли ты дать совет своему сверстнику, какую книгу ему почитать? Напиши название книги и имя автора.
6. Важно ли для тебя знакомиться с биографиями писателей и поэтов, произведения которых ты читаешь?
7. Важно ли знать, где и когда происходит действие художественного произведения? Если ДА, то почему?
В опросе принимали участие 29 учеников. На первый вопрос мы получили следующие ответы:
24 человека (83%) заявляют, что чтение занимает важное место в их жизни;
5 человек (17%) дали отрицательный ответ.
На вопрос «Читаешь ли ты художественную литературу? Почему?» Ученики нашей школы ответили так:
10 человек (34 %) сказали, что читают просто потому, что им это очень нравится;
7 человек (24%) написали, что читают художественную литературу только по необходимости (читают то, что требует программа по предмету «Литература»);
7 человек (24%) ответили, что читают, потому что им это интересно;
5 человек (17%) объяснили, что читают художественную литературу потому что это позволяет развиваться (воображение, эрудиция, словарный запас и т.д.).
На вопрос «Какую книгу ты бы назвал(а) хорошей?» мы получили много различных ответов. Определяя качества «хорошей» книги, школьники на первое место поставили позицию «умная». «Умная» книга, прежде всего, информативна, она «много полезных сведений несёт», здесь «черпаешь полезную информацию», «находишь полезные мысли». Также в хорошей книге подростки считают важным отсутствие «сложностей», книга должна быть написана «без занудных описаний», в ней «всё понятно», присутствует «простая обычная речь». Очевидно, что нашим сверстникам не нравятся сложность в книге. Ее подростки не принимают. Это говорит о том, что для некоторых ребят книга остается средством развлечения или необременительного выполнения домашних заданий.
«Какую же книгу подростки считают «интересной»? Результаты нашего анкетирования показали, что это, прежде всего, та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями».
Анкета содержала вопрос: «Можешь ли ты дать совет своему сверстнику, какую книгу ему почитать?». Ребята давали самые различные ответы, называя произведения и отечественной и зарубежной литературы. Были названы следующие произведения:
произведения классической русской литературы, изучаемые в рамках школьной программы:
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Повести Белкина» А.С. Пушкина
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
«Война и мир» Л.Н. Толстого
«А зори здесь тихие…» Б.Л. Васильев
произведения мировой классики
Рассказы Рея Бредбери
«На западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарк
«Три мушкетера» А. Дюма
«Белый клык» Дж. Лондон
Можно предположить, что большинство участников анкетирования указали, что рекомендуют в первую очередь литературную классику, потому что такой вариант показался им наиболее правильным, то есть они хотели показать себя с лучшей стороны. Хотя хочется верить, что для некоторых произведения литературной классики - выбираемые произведения, любовью к которым ребята хотят поделиться со своими сверстниками.
Если предыдущие вопросы позволили нам выявить особенности читательских интересов школьников, то последующие были ориентированы на изучение широты читательского кругозора.
На вопрос «Важно ли для тебя знакомиться с биографиями писателей и поэтов, произведения которых ты читаешь?» 17 человек (59% опрошенных) ответили, что эта информация не является для них важной и значимой. 12 человек (41%) сказали, что им интересны факты жизни поэтов и писателей, они помогают лучше понять произведение и позволяют узнать много нового и поучительного.
На вопросы «Важно ли знать, где и когда происходит действие художественного произведения?» Большинство школьников (62% опрошенных) ответили, что информация о месте действия, которое описывается в произведении, им нужна, т.к. она позволяет «понять нюансы», «представить события отчетливо», «понять суть произведения». 38% (11 человек) сказали, что информация о месте действия для них не очень важна при чтении произведения («отнимает время»).
Итак, можно сделать вывод о том, что, хотя для большинства опрошенных чтение - это интересный и важный вид деятельности, есть и такие ученики, для которых чтение художественной литературы - это только обязанность.
К сожалению, ребята главными признаками хороших и интересных книг считают, не только «полезность» и «увлекательность», но и простоту. Нежелание задумываться над проблемами, развиваться и узнавать что-то новое для того, чтобы полноценно воспринимать тексты – это отличительные черты современного читателя-школьника.
Несмотря на то, что опрошенные ученики 7 – 11 классов назвали разнообразные книги, которые могли бы порекомендовать сверстникам, и не было анкет, в которых авторы отказались (или не смогли) дать такую рекомендацию, в целом круг читательских интересов школьников (в основном с 7 по 9 класс) ограничивается произведениями школьной программы. Конечно, это замечательные произведения школьной классики, и ребята скорее всего читают их с интересом, но всех же это рекомендованная литература, а не выбранная самостоятельно.
Ответы на вопросы, с помощью которых мы хотели изучить читательский кругозор школьников, позволили нам убедиться в том, что есть необходимость развивать кругозор тех ребят, которые ограничивают себя в информации, связанной с литературным чтением. А для тех, кто интересуется любой дополнительной информацией нужны проверенные и надежные источники такой информации. Именно поэтому актуальность цели проекта (разработка тематического сайта, посвященного литературе) была еще раз подтверждена проведенным исследованием.