НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гаврилова О.С., Ковалёва И.Н. Экскурсия в осенний парк как эффективная форма работы с дошкольниками с ТНР

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Закончилось сказочное лето, а за ним пришла золотая осень. Мы начинаем учебный год с детьми старшего дошкольного возраста. И группа наша не «простая», а «логопедическая». А это значит, что нам важно научиться не только дружить и играть вместе, но и говорить так, чтобы наша речь зазвучала основным инструментом в будущей школьной учебной деятельности.

Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир. Но видят не всё, а иногда даже главное не замечают.

Успешность речевого развития в значительной степени зависит от умения ребёнка слышать, видеть, осязать окружающее. Прежде всего, ребёнок должен научиться оперировать словом в различных ситуациях и этим обогащать свой словарь.

Поскольку у данной категории детей отмечается неустойчивое внимание и память, быстрая утомляемость, познавательно-речевой процесс необходимо строить на наглядности. А наглядность должна отличаться яркостью и динамичностью. На прогулках мы любуемся русской природой, на картинах учимся воспринимать краски осени-художницы. Сколько восторга у детей, когда мы уходим на экскурсию в осенний парк. Это наш Южно-Приморский парк, где ребята часто бывают с родителями. Но сегодня они по-новому смотрят на парк. Он оживает осенними красками. Мы идём по осенним дорожкам, окидываем взглядом молчаливо стоящие деревья. А вот поляна с пожухлой травой. Мы обнимаем стволы деревьев, и дети словами обрисовывают «кору – платье».

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

на тему: «Экскурсия в осенний парк»

с применением личностно- ориентированных, познавательно-исследовательских, развивающих, информационных, игровых, конструктивных, здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативная», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: создание условий для уточнения и закрепления знаний детей о деревьях осенью.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.

2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).

3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать речевые умения: отображать в устной речи экологические понятия, расширять лексический запас,

2. Уметь отображать свои восприятия в выразительных средствах языка - в интонациях, в мимике, жестах,

3. Уметь выстроить логически предложение, фразу.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать основы экологического сознания.

2. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, беречь их.

Предварительная работа:

Ø Наблюдение на прогулке за кустарниками, деревьями, травами.

Ø Д/и «Что сначала, что потом», «Собери дерево (кустарник, травянистое растение)».

Ø Рассматривание картин «Лес», «Парк»

Ø Рассматривание карточек «Деревья», «Кустарники»

Ø Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н.Павловой «Загадки цветов».

Ø Заучивание загадок и стихов.

Ход экскурсии:

Логопед:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательную экскурсию в наш Южно-Приморский парк и увидим красивейшие деревья. Отметим, какие изменения в природе произошли с приходом осени

Начнём наше пребывание в парке с загадок….

Русская красавица стоит на поляне

В зелёной кофточке, в белом сарафане.

(Берёза)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим:

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна)

Тёмной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

(Дуб)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Рябина)

Ну не дерево, а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся.

Ветер дунул, лист свалился.

(Клён)

Деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).

v Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»

Дети к каждому дереву подбирают подходящий листочек и называют его.

- Сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.

Осень начинается,

Листья осыпаются.

Их веселый хоровод

Ветер кружит и несет.

Все засыпано листвой

Желтой, красной, золотой.

v - Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи.

- Какие звуки услышали? (Шуршание листвы, шум ветра, чириканье воробьев и т.д.)

- Какие запахи можно услышать и почувствовать?

- Ребята, в парке много птиц.

- Ребята, где живут птицы?

- Каких птиц вы знаете? (голубь, скворец, воробей, ворона и т.д.)

- Чем они питаются в парке (насекомыми, личинками).

На деревьях много насекомых и личинок вредителей, а птицы наши помощники или по-другому, санитары леса. Но с наступлением холодов насекомые прячутся, а птицы улетают в теплые края.

- Посмотрите, кого ещё вы видите?

«Кто на ветке шишки грыз

И бросал скорлупки вниз

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?»

(БЕЛОК!!!)

v Рассказ воспитателя

В парке много ручных белок. Белка — непоседа. Это один из самых подвижных зверьков наших лесов. Она, точно кошечка, умывается, потом внимательно смотрит черными бусинками глаз кругом, недовольно цокает, если видит постороннего в лесу, и делает стремительный прыжок, распустив свой пушистый хвост, на соседнее дерево. Белка — грызун, она обитает в хвойных лесах. Но эти грациозные зверьки живут и в других местах, рядом с человеком. Они подружились с людьми, берут корм из рук, предпочитая орехи и сладкое. Белки доверчивы.

v Понятия для обсуждения

Лиственный лес —лес, состоящий из лиственных породи деревьев и кустарников.

Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья? Хвойные.

Хвойный лес —лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы.

А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес—лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

v Обыграем стихотворение

«Рыжий лес»

v Дидактическая игра «С какого дерева плоды»

Осенью на всех деревьях созревают плоды.

Дети находят к каждому дереву плоды и объясняют, для чего они нужны. Рассказывают, где у дерева находятся семена и как они распространяются.

Какие плоды у дуба?

У сосны и ели?

Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.

v Предлагаем собрать на полянках плоды дуба, каштанов, ели для осенних поделок.

v Какую ещё пользу деревья оказывают людям?

Ответы детей:

Обогащают воздух кислородом.

Отфильтровывают частички пыли в воздухе.

Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.

Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.

Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

v С какими видами леса мы сегодня познакомились?

- Расскажите этапы роста деревьев.

- Вспомните части дерева.

- Как распространяются семена деревьев?

- Какую пользу приносят деревья?

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

В конце.

- Вот завершилась наша экскурсия, полюбуемся ещё раз красками осени и прочитаем стихотворение З. Федоровской:

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:" Не жалейте лета!"

Посмотрите – роща - золотом одета.

v На прощание мы собирали красивые листья, жёлуди и шишки для поделок в группе и дома. С нами на прогулку мы пригласили родителей, которые наглядно могли убедиться в необходимости речевого общения с детьми на прогулках. На протяжении всей прогулки мы непринуждённо побуждали ребят к общению со взрослыми и сверстниками. Дети не только осознавали предметы и явления, воспринимали их качества и назначения, но и усваивали их взаимосвязь в природе.

Результативным итогом нашей прогулки в парк являются рассказы детей своим родителям.Список литературы:

Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет и что в лесу растет, М.: Детская литература, 1965. - 65 с.

Павлова Н.М. Загадки цветов, Л.: Детская литература, 1977. – 95 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
2022