Закончилось сказочное лето, а за ним пришла золотая осень. Мы начинаем учебный год с детьми старшего дошкольного возраста. И группа наша не «простая», а «логопедическая». А это значит, что нам важно научиться не только дружить и играть вместе, но и говорить так, чтобы наша речь зазвучала основным инструментом в будущей школьной учебной деятельности.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир. Но видят не всё, а иногда даже главное не замечают.
Успешность речевого развития в значительной степени зависит от умения ребёнка слышать, видеть, осязать окружающее. Прежде всего, ребёнок должен научиться оперировать словом в различных ситуациях и этим обогащать свой словарь.
Поскольку у данной категории детей отмечается неустойчивое внимание и память, быстрая утомляемость, познавательно-речевой процесс необходимо строить на наглядности. А наглядность должна отличаться яркостью и динамичностью. На прогулках мы любуемся русской природой, на картинах учимся воспринимать краски осени-художницы. Сколько восторга у детей, когда мы уходим на экскурсию в осенний парк. Это наш Южно-Приморский парк, где ребята часто бывают с родителями. Но сегодня они по-новому смотрят на парк. Он оживает осенними красками. Мы идём по осенним дорожкам, окидываем взглядом молчаливо стоящие деревья. А вот поляна с пожухлой травой. Мы обнимаем стволы деревьев, и дети словами обрисовывают «кору – платье».
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Цель: создание условий для уточнения и закрепления знаний детей о деревьях осенью.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
2. Закрепить знания о деревьях и различных частях деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья).
3. Формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, кустарников, трав, дать представления о способах распространения семян.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать речевые умения: отображать в устной речи экологические понятия, расширять лексический запас,
2. Уметь отображать свои восприятия в выразительных средствах языка - в интонациях, в мимике, жестах,
3. Уметь выстроить логически предложение, фразу.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать основы экологического сознания.
2. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, беречь их.
Предварительная работа:
Ø Наблюдение на прогулке за кустарниками, деревьями, травами.
Ø Чтение художественной литературы: Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н.Павловой «Загадки цветов».
Ø Заучивание загадок и стихов.
Ход экскурсии:
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательную экскурсию в наш Южно-Приморский парк и увидим красивейшие деревья. Отметим, какие изменения в природе произошли с приходом осени
Начнём наше пребывание в парке с загадок….
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане.
(Берёза)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна)
Тёмной он покрыт корой.
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
(Дуб)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Рябина)
Ну не дерево, а диво!
Разноцветный и красивый
Лист ладошкою раскрылся.
Ветер дунул, лист свалился.
(Клён)
Деревья – это растения и как все растения оно вырастает из семян (показывает схему роста растений и объясняет этапы роста: семечко, росток, взрослое растение, плодоносящее растение).
v Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
Дети к каждому дереву подбирают подходящий листочек и называют его.
- Сейчас, я хочу прочитать стихотворение о листьях.
Осень начинается,
Листья осыпаются.
Их веселый хоровод
Ветер кружит и несет.
Все засыпано листвой
Желтой, красной, золотой.
v - Ребята, закройте глаза и послушайте осенние звуки и запахи.
- Каких птиц вы знаете? (голубь, скворец, воробей, ворона и т.д.)
- Чем они питаются в парке (насекомыми, личинками).
На деревьях много насекомых и личинок вредителей, а птицы наши помощники или по-другому, санитары леса. Но с наступлением холодов насекомые прячутся, а птицы улетают в теплые края.
- Посмотрите, кого ещё вы видите?
«Кто на ветке шишки грыз
И бросал скорлупки вниз
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?»
(БЕЛОК!!!)
v Рассказ воспитателя
В парке много ручных белок. Белка — непоседа. Это один из самых подвижных зверьков наших лесов. Она, точно кошечка, умывается, потом внимательно смотрит черными бусинками глаз кругом, недовольно цокает, если видит постороннего в лесу, и делает стремительный прыжок, распустив свой пушистый хвост, на соседнее дерево. Белка — грызун, она обитает в хвойных лесах. Но эти грациозные зверьки живут и в других местах, рядом с человеком. Они подружились с людьми, берут корм из рук, предпочитая орехи и сладкое. Белки доверчивы.
v Понятия для обсуждения
Лиственный лес —лес, состоящий из лиственных породи деревьев и кустарников.
Это тоже листья и называются они – хвоинки? Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья? Хвойные.
Хвойный лес —лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: сосны, ели, пихты, лиственницы.
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес—лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.
v Обыграем стихотворение
«Рыжий лес»
v Дидактическая игра «С какого дерева плоды»
Осенью на всех деревьях созревают плоды.
Дети находят к каждому дереву плоды и объясняют, для чего они нужны. Рассказывают, где у дерева находятся семена и как они распространяются.
Какие плоды у дуба?
У сосны и ели?
Плоды содержат семена. Клены размножаются семенами ветром с помощью крылаток, ягоды рябины вместе с семенами птицы клюют и разносят по лесу. Дубовые желуди очень любят есть кабаны и распространяют по месту проживания. Шишки у хвойных растений растрескиваются и разбрасывают семена вокруг.
v Предлагаем собрать на полянках плоды дуба, каштанов, ели для осенних поделок.
v Какую ещё пользу деревья оказывают людям?
Ответы детей:
Обогащают воздух кислородом.
Отфильтровывают частички пыли в воздухе.
Повышают влажность воздуха и за счёт испарений летом воздух более прохладный.
Создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой.
Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки, гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.
v С какими видами леса мы сегодня познакомились?
- Расскажите этапы роста деревьев.
- Вспомните части дерева.
- Как распространяются семена деревьев?
- Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.
В конце.
- Вот завершилась наша экскурсия, полюбуемся ещё раз красками осени и прочитаем стихотворение З. Федоровской:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:" Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета.
v На прощание мы собирали красивые листья, жёлуди и шишки для поделок в группе и дома. С нами на прогулку мы пригласили родителей, которые наглядно могли убедиться в необходимости речевого общения с детьми на прогулках. На протяжении всей прогулки мы непринуждённо побуждали ребят к общению со взрослыми и сверстниками. Дети не только осознавали предметы и явления, воспринимали их качества и назначения, но и усваивали их взаимосвязь в природе.
Результативным итогом нашей прогулки в парк являются рассказы детей своим родителям.Список литературы:
Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живет и что в лесу растет, М.: Детская литература, 1965. - 65 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.