Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ларионова М.А., Козлова И.А. Арт-терапия как эффективный метод повышения психологического благополучия семей, имеющих детей-инвалидов

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Всем известно, что ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальных контактах, постоянно нуждается в посторонней помощи. Недостаточная выраженность познавательных интересов у таких детей сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений, нарушениями самооценки.
Современным и доступным средством, способным значительно скорректировать эти проблемы и качественно изменить процесс социализации ребенка-инвалида является арт-терапия – синтез искусства, медицины и психологии. В психокоррекционной практике это совокупность методов, построенных на применении разных видов искусства. В своеобразной символической форме они позволяют стимулировать креативные проявления ребенка с проблемами и осуществлять коррекцию нарушений психосоматического, психоэмоционального характера и отклонений в личностном развитии.
Применение арт-терапии в коррекционно-развивающей деятельности повышает познавательную активность детей-инвалидов, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Кроме того, арт-терапия позволяет осуществлять более эффективное влияние на формирование эмоциональной сферы, побуждает к дальнейшему развитию компенсаторных свойств сохранных функциональных систем.
Возможности арт-терапии могут решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и умения сдерживать аффективные проявления.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда становится серьезным стрессом для семьи. Арт-терапевтические методы в работе с близкими особенного ребенка служат возможностью приобретения нового опыта позитивных межличностных отношений, а так же избавления от чувства вины, страхов и эмоциональных перегрузок.
Известно, что каждый психолог использует в своей практике отдельные методы арт-терапии. Мы же решили подойти к их использованию комплексно, считая их действенным инструментом воздействия на детскую психику. Оценив возможности данного направления психокоррекционной работы и потребности на рынке социальных услуг, нами был разработан проект «Фантастическая радуга», который объединил в себе все направления современной арт-терапии. На базе областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания РЦ «Сосновая горка» создана арт-студия, оборудованная всем необходимым для корреционно-развивающих занятий: юнгианской песочной терапией, рисованием песком, сказкотерапией, имаготерапией, цветотерапией.
В настоящее время формы арт-терапевтической работы с детьми разнообразны. В реабилитационном центре «Сосновая горка» эта работа носит как коррекционный характер (например, в случае с ДЦП и сопутствующими нарушениями развития – умственной отсталостью, аутизмом, грубыми эмоциональными и поведенческими нарушениями у ребёнка), так и реабилитационный, способствуя социально-педагогической и социокультурной реабилитации детей-инвалидов.
Целью проекта стало повышение уровня психологического благополучия детей-инвалидов с помощью современных методов арт-терапевтического воздействия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
·          реализация арт-терапевтических мероприятий, направленных на коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии детей-инвалидов;
·          включение в коррекционную работу лиц, сопровождающих ребенка-инвалида в период реабилитации (коррекция детско-родительских отношений, эмоционального состояния родителей);
·          актуальное использование результатов психологической коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами и членами их семей;
·          социально-психологическое сопровождение семьи ребенка-инвалида, регулярно проходящего реабилитацию в РЦ «Сосновая горка».
В рамках реализации проекта применяются упоминаемые выше методики:
·          юнгианская песочная терапия – арт-терапевтический метод, направленный на решение психологических проблем через работу с образами бессознательного человека. Песочная терапия незаменима при работе с детьми-инвалидами и членами их семей, имеющими эмоциональные и ситуационные трудности, с теми, кто пережил разные виды насилия или страдает психосоматическими симптомами. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинным переживаниям, восстановить психическую целостность. Коррекционная работа проводится в классической юнгианской песочнице;
·          сэнд-арт (рисование песком) - это новое, перспективное и популярное во всём мире направление арт-терапии. Занятия выравнивают эмоциональное состояние ребёнка, развивают у «особых» детей способность к самовыражению и творческому восприятию мира. Сэнд-арт помогает развивать память, внимание и пространственное воображение, и, что очень важно для детей с ДЦП - мелкую моторику. Создавая свой, неповторимый мир на песке, ребенок-инвалид передает нам все свои фантазии и переживания, тем самым позволяя корректировать имеющиеся отклонения в эмоционально-волевой сфере;
·          цветотерапия - это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, развивает фантазию, эстетический вкус, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук;
·          сказкотерапия - психотерапевтическое направление, использующее сказки для решения тех или иных психологических проблем;
·          имаготерапия – психотерапевтический метод коррекции поведения, заключающийся в воспроизведении ребенком психотравмирующей ситуации, в которой он представляет себя в образе любимого героя и действует так, как действовал бы этот герой. Метод расширяет коммуникативные возможности, развивает способности к мобилизации собственного жизненного опыта. В работе используются кукольный театр и театр теней.
Внедрение инновационных методов работы в деятельность реабилитационного центра направлено на решение психологических проблем детей-инвалидов, а так же на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка с особенностями развития.
Целевой группой выбраны дети-инвалиды и члены их семей, сопровождающие детей в период реабилитации в РЦ «Сосновая горка», которые проходят реабилитацию два - три раза в год. Проект реализуется в несколько последовательных этапов (Таблица 1).

Таблица 1. Этапы реализации проекта «Фантастическая радуга»

Этапы

Содержание

Сроки

1.

Подготовительный

Выработка концепции Проекта. Введение проектной деятельности в систему коррекционной-развивающей работы.

Сентябрь 2019 г.

2.

Диагностический

Диагностика и анализ психосоматических, психоэмоциональных нарушений каждого ребенка. Оценка ресурсов, прогнозирование ситуации, составление плана мероприятий.

Октябрь 2019 г.

3.

Практический

Реализация поставленных целей и задач. Организация диагностической, коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами и членами их семей, сопровождающими детей в процессе реабилитации с помощью современных арт-терапевтических методов.

Ноябрь 2019-сентябрь 2020 г.

4.

Заключительный

Оценка эффективности проекта по результатам психологической диагностики, путем сравнения первоначальных результатов обследования с результатами диагностических исследований после проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

Октябрь 2020 г.

5.

Аналитический

Проведение системного анализа результатов и определение эффективности работы проекта. Оформление результатов, обобщение опыта.

Октябрь 2020 г.


Основными формами работы с детьми являются:
1.       Диагностирование. Экспресс-диагностика и углубленная личностная диагностика с использованием проективных диагностических методик;
2.       Психологическое консультирование.
·          Индивидуальная коррекционно-развивающая работа посредством арт-терапевтического воздействия;
·          Групповая коррекционно-развивающая работа;
·          Коррекционно-развивающая работа в диаде «взрослый-ребенок» (данная форма психологической коррекции предполагает участие в работе ребенка-инвалида и сопровождающего, члена его семьи);
3.       Работа с родителями и законными представителями детей-инвалидов.
·          Консультации по запросу;
·          Терапевтические сеансы по направлениям:
юнгианская песочная терапия; сказкотерапия; цветотерапия.
Проект «Фантастическая радуга» включает в себя 3 блока, которые соответствуют разным возрастным категориям и объединяют в себе такие направления психокоррекции как цветотерапия, юнгианская песочная терапия, сэнд-арт, сказкотерапия и имаготерапия.
1 блок – арт-терапевтическая работа в группе;
2 блок – индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком-инвалидом;
3 блок – арт-терапевтическая работа в диаде «ребенок – родитель».
Каждый блок включает в себя комплекс занятий диагностического, коррекционного и развивающего характера.
Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе, воспитателей и инструкторов по труду. Она направлена на улучшение психологического микроклимата в семье, коррекцию психосоматических и психоэмоциональных нарушений, гармонизацию личности ребенка-инвалида.
Родители и законные представители детей-инвалидов активно вовлекаются в работу через индивидуальные консультации, терапевтические сеансы (сэнд-арт, песочная терапия, цветотерапия и т.д.), а также совместные занятия с ребенком. Уже на данном этапе реализации можно отметить, что новая социальная услуга пользуется спросом. Студия каждый день полна детьми и родителями. Создана хорошая доверительная атмосфера в ходе общения на занятиях. Есть первые положительные отзывы клиентов
В результате реализации проекта ожидается динамическое улучшение психоэмоционального и психосоматического состояния детей-инвалидов, проходящих реабилитацию в РЦ «Сосновая горка», повышение уровня психологического благополучия семей, воспитывающих детей с особенностями развития, а именно:
·          повышение уровня самооценки, самоконтроля, удовлетворенности своей судьбой;
·          понижение уровня агрессивности и тревожности;
·          повышение познавательной активности, уровня развития воображения, внимания;
·          уменьшение количества страхов, в том числе социальных;
·          улучшение состояния мелкой моторики рук;
·          гармонизация отношений ребенка-инвалида с близким взрослым;
·          повышение уровня психологической грамотности родителей, уровня знаний о психологических проблемах и особенностях детей-инвалидов.
Реализация проекта «Фантастическая радуга» позволит детям-инвалидам более успешно пройти процесс социализации, откроет новые возможности для самореализации. Ребенок-инвалид, принявший участие в данном проекте, сможет посещать детский сад, школу, вуз с большей устойчивостью к стрессовым факторам окружающей социальной среды.

Библиографический список

1.       Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
2.       Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
3.       Копытин А.И., Корт Б. "Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия". СПб.: Речь, 2007.
2019