Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Гриценко Е. А. Модель управления патриотическим воспитанием в общеобразовательной организации

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


Аннотация: в статье проанализированы цели и задачи патриотического воспитания в образовательной организации, основные направления эффективного использования специальных дисциплин по формированию качеств патриота у обучающихся в ходе учебного и воспитательного процесса.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, образовательная организация, воспитание, обучающийся.
В Российской Федерации патриотическое воспитание в образовании в первую очередь направлено на формирование патриотического мировоззрения обучающихся путем мотивации учебного процесса и общественной работы, мотивации патриотических ориентаций [3, С.18].
Содержанием патриотического воспитания в образовательных организациях является методология овладения системой профессиональных компетенций, культурных ценностей и практикой патриотического поведения. Основной целью такой деятельности будет являться то, как обучающийся усвоил потенциал патриотического воспитания в образовательном процессе, а образовательная организация в свою очередь должна обогатить идеями и положениями патриотического воспитания весь учебно-методический материал.
Среди тех причин и факторов, которые оказывают влияние на формирование воспитательных задач обучающимися, можно выделить: недостаточная установка на определение воспитательных задач, нехватка психологических знаний и опыта особенностей обучающихся, низкий уровень подготовленности обучающихся в педагогическом процессе, в качестве воспитателей [1, С.78].
Для эффективности осуществления процесса по патриотическому воспитанию желательно провести исследование эффективности работы в этом направлении: анкетирование классных руководителей, обучающихся, анализ годового отчета по воспитательной работе, SWOT- анализ.
Поэтому в качестве улучшения процесса патриотического воспитания для обучающихся можно предложить следующие направления:
1. Путем героических традиций и подвигов защитников Отечества формировать у обучающихся высокий моральный дух.
2. Воспитательный процесс ориентировать на развитие патриотического духа, на ощущение гордости за историю своей страны и на любовь к своей будущей профессии.
3. Передавать обучающимся практический опыт о требованиях социума к их облику патриота, мотивировать обучающихся на моральное самосовершенствование.
4. Ориентировать воспитательный процесс обучающихся на духовно-патриотический потенциал общественных организаций и использовать в воспитательной работе различные виды деятельности самих обучающихся [2, С.35].
В связи с чем образовательным организациям предлагается использовать следующие методы, направленные на изменение формирования патриотического воспитания у обучающихся:
- на базе учебно-методического материала анализировать теоретические приемы, направленные на развитие патриотических личностных качеств обучающегося;
- в педагогическом процессе опираться на опыт, ранее проведенных, психолого-педагогических исследований, но с ориентацией на актуальность сегодняшнего дня;
- учебно-методический материал следует структурировать отдельно по каждой теме дисциплины с выделением важных воспитательно-патриотических идей;
- в процессе патриотического воспитания у обучающихся следует давать им рефераты, доклады, курсовые и контрольные работы по данной тематике, чтобы обучающиеся умели выделять главные проблемы и, чтобы они могли высказывать собственное мнение, как эти проблемы можно было бы решить;
- в процессе преподавания специальных дисциплин, направленных на патриотическое воспитание обучающихся, целесообразно вносить необходимые корректировки по тематическим планам учебных дисциплин кафедры в образовательной организации;
- в процессе педагогического изложения учебно-методического материала целесообразно активно использовать воспитательно-патриотические идеи и цели;
- в контексте изучения учебных дисциплин целесообразно написание учебных пособий по данной проблематике.

Директор школы

Так же образовательным организациям предлагается оптимизировать модель управления патриотическим воспитанием.

Заместитель директора по ВР

Учителя - предметники


Классные руководители


Руководитель музея


Педагог - библиотекарь


Патриотическое воспитание

Цель: обеспечение развития патриотического воспитания обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работы общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества


Обучающиеся


Родители


Организации:

ВПК, Совет ветеранов и тружеников тыла

Городской музей, библиотека

ДЮСШ

ЦМТ, ДДТ

Отдел по культуре, физической культуре и спорту


ДДт


 
























Итак, в завершении работы отметим, что выполнение предложенных рекомендаций позволит педагогам образовательной организации не только привить обучающимся компоненты патриотического воспитания, но и самим расширить знания по данной теме. Преподаватели смогут тем самым укрепить методологические знания и опыт по данной теме, нарастить собственное научное мировоззрение, что в совокупности сформирует у них творческий подход по оптимизации патриотического воспитания обучающихся образовательной организации Российской Федерации.


Список литературы.
1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: КАРО, 2019. – 224 с.
2. Гурьев М.Е. Патриотизм – источник духовной силы защитника Отечества // в сборнике: Духовность, нравственность, патриотизм как основа профессионального образования. Всероссийская научно-практическая конференция. – СПб.: УМВД, 2019. – С. 30-38.
3. Яровиков О.В. Патриотическое воспитание и интернационализация высшего образования. – М.: LAP Lambert Akademic Pablishing, 2020. – 144 с.
2021