Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf
Воспитанники наших групп - дети с общим недоразвитием речи. В теории и практике логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой сторонам, при нормальном слухе и интеллекте. Часто дети с ОНР имеют определённые отставания в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, а также отставания в развитии моторных навыков
Эффективность коррекционного процесса, автоматизация звуков напрямую зависит от многократного повторения речевого материала. Как сделать, так чтобы ребёнок захотел повторять материал и делал это с желанием? Ведь приносит пользу только то, что вызывает яркие и положительные эмоции. Чтобы этот процесс стал для ребёнка занимательным и интересным применяем разнообразные игры, игровые упражнения, меняем наглядность, пособия и атрибуты. Разнообразить приёмы работы помогает использование камешков Марблс. Камешки Марблс делают из стекла и пластмассы, разного цвета, размера, формы и степени прозрачности. Встречаются камешки в виде яблок, тыкв, морских обитателей, животных, драгоценных камней и т.д. Их удивительное разнообразие впечатляет и привлекает детей. Использовать их можно для счёта, для группировки, как предмет для детского коллекционирования, а также, играть с ними. Например, «Разложи по форме, цвету и размеру».
Камешки оказывают положительное влияние на мелкую моторику рук, тактильные ощущения, усиливают мыслительные операции воспитанников. Педагогам целесообразно применять их в подгрупповой и индивидуальной работе. Когда ребёнок рассматривает камешки в контейнере, то предлагаем достать один камешек щипковым захватом: несколькими пальцами или пинцетным захватом: двумя пальцами. Движения пальцев рук являются стимулом к развитию центральной нервной системы и ускоряют развитие речи. Камешки можно применить как жетон - награду за правильный ответ.
В игре «Собери камешки» решаются задачи: обогащение тактильных ощущений; развитие мелкой моторики пальцев рук; уточнение знаний цвета, формы, величины. Дети выбирают камешки, согласно указанию, складывают их в стаканчики. Игра «Сможете?» - даем инструкцию: возьмите камешек большим и указательным или большим и средним пальцами и сложите их в разные коробочки. Усложнённым вариантом этой игры будет игра «Накорми птенца». Птенец мастерится из бросового материала (прозрачной пластиковой бутылки), в клюв птенца нужно положить камешек Марблс заданного цвета.
Игра «Кулачок» развивает умение удерживать мелкие предметы, зажимая их в кулак. Одна рука убирается за спину, другая - берёт с подноса как можно больше камешков. Сравнить кто из участников больше захватил камешков, дольше продержит кулачок сжатым. Далее проводим смену рук. Дети сжимают камешки в кулаках, катают их по ладони, руке, массируют ими пальцы.
Игра «Наши пальчики шагают» предполагает поочерёдное (левой и правой рукой) движение указательного и среднего пальцев по дорожкам, выложенным из камешек Марблс. Делая шаг, произносим заданные слоги «ла – ла – ла – ла; ля – лё – лю – ли». Регулируем длину дорожек, ширину «шага».
Применение фигурок театра попотушек, когда пальцы продеваются в прорези фигурок, а также стихотворный текст радуют ребёнка и повышает мотивацию к занятиям. Детям нравятся четверостишие «Кошкины повадки»:
«Полюбуемся немножко,
Как шагает мягко кошка…
Еле слышно: топ, топ, топ.
Хвостик к низу: оп-оп- оп»
Сопряжение движений пальцев с речью, помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью.
Для игры «Разноцветные дорожки» необходимы маленькие по размеру игрушки, к которым воспитанник будет выкладывать дорожку. Ребёнок проговаривает за логопедом речевой материал, если задание выполнено правильно, он получает камешек для «дорожки». Если он ошибается, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании, предложении и предлагаем повторить, пока ребёнок не произнесёт его правильно.
При прохождении дорожек-лабиринтов дети помогают игровым персонажам: Клоуну - собрать красные камешки-мячи или Зайцу - камешки-овощи.
Удачно дополняем камешками оборудование знакомых игр с картинками. Например, игра «Четвёртый лишний». Из четырёх картинок выбирают лишнюю картинку, на три картинки положив камешек, а на четвёртую - нет. Ребёнок называет изображения на картинках, определяя наличие звука в словах, комментирует и объясняет свой выбор.
Также можно использовать камешки Марблс и для развития зрительного внимания и памяти, играя в игры «Что изменилось?» и «Чего не стало?».
Игра «Я - сыщик» особенно нравится детям. В этой игре мы не только можем автоматизировать звук, но и развивать фонематическое восприятие. На сюжетной картинке, наполненной предметами с определённым звуком, «сыщики» должны найти все слова, в которых есть заданный звук и положить на нужное изображение камешек. Игра усложняется, если ребёнок называет предметы, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.
Игра «Рифмы». Эта игра очень удобна, её легко сделать самому. У детей она вызывает интерес и положительную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с тем звуком, который автоматизируется и картинки со словами-рифмами к ним. Картинки на столе располагаются хаотично, сначала ребёнок выбирает картинки с автоматизированным звуком. И на эти картинки выкладываются разноцветные камешки Марлбс, а затем из оставшихся картинок находит слово – рифму и выкладывает на неё парный камешек Марблс, такого же цвета (Крот - кот).
Камешки Марлбс похожи на капельки, драгоценности, которые могут применяться в детском дизайне, творческих работах. В игре «Бусы» можно предложить выложить разноцветными камешками-бусинкам, накладывая их на изображённую нить. Содержание игры усложняется, если предложить выкладывать по образцу, по словесной инструкции, по цветовому алгоритму.
Предлагаем украсить туфельку Золушке, платье для Феи, Принцессы, варежку Снегурочке, торт, дом, дворец.
Разные виды камешков помогают в создании игровых полей: «Огород», «Фруктовый сад», «Цветочная поляна», «Сокровище гномов», «Море и его обитатели». Играя, воспитанники расширяют словарный запас по лексическим темам «овощи», «фрукты», «садовые цветы» и т.д.
Цветные камешки успешно применяются для звукового анализа и синтеза слов, последовательно выкладывая камешки соответствующего цвета (синего цвета, если звук согласный, твёрдый; зелёного, если звук согласный, мягкий красного, если звук гласный).
Все перечисленные игры мы рекомендовали педагогам и родителям.
Использование в играх камешек Марблс способствовало повышению мотивации к занятиям с учителем – логопедом и улучшению результатов коррекционной работы.
Библиографический список
1.Основы теории и практики логопедии: [пособие ] / под ред. Р.Е. Левиной. М.: Альянс, 2017. 366 с.2.Танцюра С.Ю., Васильева И.Н. Логопедический игровой массаж: упражнения для детей раннего и дошкольного возраста. М.: Сфера, 2020. 64 с.