Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Ишбаева А.Т. Учитель — история — одаренный ребенок

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


«Общение с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика». (Ж. Брюно)
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Они очень выделяются среди сверстников высоким интеллектом, что является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.
Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал и гордость любой страны.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. [6,109]
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Поэтому в школе должна реализоваться программа работы с одаренными детьми в двух направлениях:
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Моя принципиальная позиция заключается в том, что одаренные дети есть везде. Проблема в том, что не всегда одаренность адекватно оценивается учителем.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
ü Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству – одна из отличительных черт их характера.
ü Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
ü Зачастую ставят перед собой нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
ü Одаренный ребенок требует к себе особого внимания взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
ü Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
ü Одаренным детям нравятся сложные задания и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
Учебная деятельность работы с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми по истории, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
В своей работе с одаренными детьми определяю следующие этапы:
1. Подготовительный этап работы «Мониторинг одаренности».
В этот этап входит диагностика индивидуально-типологических особенностей учащихся, диагностика внутреннего развития учащегося, формирование групп детей по уровню достижений. Для диагностики использую методы:
- информационно-комментирующий (беседа, анкета);
- продуктивный: участие в конкурсах, конференциях, предметных олимпиадах;
- оценочный: самооценка, тестирование результатов;
- действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.
2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся.
На уроках истории применяю следующие формы и виды работ:
1)       Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом:
·          картинный план;
·          стереотипный план.
2) Многоуровневый анализ исторических документов.
3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения.
4) Формирование хронологических знаний и умений.
·          определение века и тысячелетия;
·          задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий;
·          задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов;
·          задания на формирование умений решать хронологические задачи.
5) Работа с картой.
·          творческие образные задания;
·          игры по картографии;
·          развитие образной и смысловой памяти, логических способностей.
6) Применение интерактивных форм работы.
·          прием «Молодой учитель»;
·          метод проектов;
·          прием «Особое задание»;
·          прием «Энциклопедист».
·          самостоятельная работа с информационным текстом;
·          интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
·          составление кластеров, синквейнов.
7) Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.
8) Проведение зачетов.
·          прием «три уровня домашнего задания».
9) Использование информационно-коммуникационных технологий.
·          Одаренные дети на уроке самостоятельно за индивидуальным компьютером изучают новую тему, проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы (например, тестирование по теме «Внутренняя политика Александра 1»).
·          Использование материалов мультимедийной продукции для творческой работы учащихся над рефератом или проектом и лабораторно-практических занятий.
·          Проведение различных вариантов опроса и контроля знаний учеников.
·          Частое обращение вместе с детьми к электронной базе данных: «Персоналии», «Словарь», «Статистика», «Родословная Романовых» для создания тематических и игровых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для индивидуальной работы.
·          Создание заданий и презентаций учащимися к урокам: («Эпоха Смутного времени», «Первые Романовы» «Либеральные реформы XIX века» - работа по части С, при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ), докладов и рефератов.
·          Составление презентаций учителем вместе с учениками в программе Power Point, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке и проведении уроков истории.
Литературные источники и практический опыт показывает, что для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Во многих странах идет поиск способов идентификации одаренных детей. Эти вопросы рассматриваются как общенациональные задачи.
Список литературы:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. М., «Первое сентября», 2010.
2. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
4. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания// http://proekta.ru/html/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=5905

ais_1982@mail.ru

9373344956

2018