Оригинал материала размещен в выпуске № 06 (20) https://f.almanah.su/20.pdf
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Современный этап развития науки и техники требует подготовки большого числа высококвалифицированных специалистов.
Надлежащее решение этой задачи невозможно без усиления индивидуального подхода в обучении, выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. При этом важную роль играют олимпиады по предметным дисциплинам и профессиональным модулям.
Олимпиады способствуют выявлению наиболее одаренных студентов, позволяют правильно сориентировать их в будущей профессии, пропагандируют научно-технические знания среди молодежи.
За время проведения студенческих олимпиад в Геологическом колледже СГУ имени Н.Г. Чернышевского был накоплен значительный методический опыт.
Задача олимпиады по дисциплине "Экологические основы природопользования" - это привлечение внимания студентов к современным глобальным экологическим проблемам и особо охраняемым природным территориям региона, страны. Участники письменно отвечают на 35 вопросов — заданий, требующих знания различных областей экологии, логического мышления, творческого подхода.
Студенты 3 - 4 курсов специальностей "Землеустройство" и "Прикладная геодезия" принимают участие в олимпиаде профессионального мастерства.
Всероссийская олимпиада проводится в целях выявления наиболее одаренных и талантливых студентов, повышения качества профессионального образования специалистов среднего звена, дальнейшего совершенствования их профессиональной компетентности, реализации творческого потенциала обучающихся, повышения мотивации и творческой активности педагогических работников в рамках наставничества обучающихся[1].
Олимпиада состоит из нескольких заданий.
Задание 1 "Тестирование". Состоит из теоретических вопросов, сформированных по разделам и темам.
Задание 2 "Перевод профессионального текста". Позволяет оценить уровень сформированности:
- умений применять лексику и грамматику иностранного языка для перевода текста на профессиональную тему;
- умений общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные темы.
Для перевода предлагается два варианта текста на иностранном языке, включающих профессиональную лексику и учитывающих особенности специальностей.
Задание 3. Практический этап.
Для специальности "Землеустройство". Проектирование внутрихозяйственного землепользования.
Для специальности "Прикладная геодезия". Составление плана местности в масштабе 1:500 по пикетам
Игра "Как все начиналось" проводится на 2 курсе среди студентов специальности "Землеустройство". В игре участвуют две команды. Игра состоит из пяти туров: разминка, спешите видеть, темная лошадка, блиц-игра, заморочки из бочки. В ходе игры студенты вспоминают терминологию землеустройства, историю Древнерусского государства, рассказывают про реформу П.А. Столыпина, вклад в развитие межевания, геодезию Петра I, Екатерины Великой.
Игра по МДК 04.02 Проектирование зданий и сооружений для студентов 4 курса специальности "Прикладная геодезия". Мероприятие проводится в игровой форме, через выполнение заданий и раскрывает сущность деятельности специалистов в области геодезии и строительства.
Исходя из количества студентов, участвующих в олимпиадах, можно сделать вывод, что студенты проявляют большой интерес к проведению олимпиад.
На мой взгляд, есть способные студенты колледжа, которые все же остаются в стороне от олимпиадного движения. Эти студенты либо не проявляют интерес к олимпиаде в силу индивидуальности характера, либо не в состоянии заниматься самостоятельно олимпиадными задачами из-за невозможности отвлекаться от учебного процесса, или не принимают участие по другим причинам.
Хотелось бы отметить, что сейчас современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам - как общеобразовательным, так и профессиональным. Данный вид деятельности помогает проявить себя студентам даже застенчивым и робким. Преимуществами дистанционных форм являются: возможность участия независимо от места проживания, проведение в удобное для студента время, возможность совмещения с учебным процессом, отсутствие ограничений количества участников.
Таким образом, олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействуют их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности. В конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/6198652/ (дата обращения: 05.06.2019)2. Имакаев В. Р., Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: ОГУ, 2011. 405 с.